Придаточные обстоятельственные таблица примеры. Виды обстоятельственных придаточных

Понятие о сложноподчиненных предложениях расчлененной структуры

Нерасчлененным СПП с присловной зависимостью противопоставляются СПП расчлененные , в которых зависимость предложенческого типа. Придаточная часть такого СПП содержит указание на определенное обстоятельство, при котором совершается или может совершаться то, о чем говорится в главной (время, условие, причину, следствие и т.д.). Такие придаточные распространяют всю главную часть, реже состав одного из ее сказуемых или обособленный оборот в главной части и прикрепляются семантическими союзами. Исключение представляют только придаточные места, связь которых с главной частью осуществляется с помощью соотносительных слов. Однако и в этом случае соотносительное слово относится не к отдельному слову в главной части, образуя с ним словосочетание, а обычно ко всей главной части или к составу ее ска­зуемого: Казалось бы, совсем не место веселью там, где снаряды роют землю (Овечкин) (придаточная часть места); Маша уже совсем было пошла к двери, когда Шмелев остановил ее (Симонов) (придаточная часть времени); До чего же бывает речная вода хороша, если пить ее в полдень большими глотками из каски (Сурков) (придаточная часть условия).

Главная часть СПП расчлененной структуры обычно не требует распространения вообще, выражает относительно законченную мысль, может существовать без придаточной, а также свободно присоединяет и другие виды придаточных. Ср.: Доктор не любил нашего хозяйства, хотя находил его вполне сносным; Доктор не любил нашего хозяйства, чего отнюдь и не скрывал. Такая, «свобода» в присоединении придаточных частей свидетельствует об их нетесной связи с главной. Таким образом, синтаксическая связь в нерасчлененных предложениях предсказуема, а в расчлененных – непредсказуема.

СПП с придаточными места

Придаточные места содержат указание на место или пространство, где совершается то, о чем говорится в главной части (с соотносительным слоном там) , на направление дей­ствия главной части, прямое (с соотносительным слоном туда) и обратное (с соотносительным словом оттуда) : Алексей пополз туда, куда ушел самолет (Полевой); Он выехал оттуда, откуда съезжали во двор лошади (А.Н. Толстой).

Придаточные места присоединяются к главной союзными словами где, куда, откуда . Они могут распространять главную часть предложения, раскрывать содержание наречий там, туда, оттуда, везде, всюду и иметь уточняющий характер. Придаточные места могут занимать по отношению к главной части любое положение.

Придаточные при соотношении

· там... где либо содержат указание на место совершения действия главной части: Там, где ветры слизали снег, земля по ночам гулко лопается (Шол.);

· туда... где содержат указание на направленность движения: Настасья посмотрела вперед, туда, где заранее намечена была линия первого гона... (Г. Ник. );

· оттуда... где указывают на исходный пункт движения: Оттуда, где была река, веяло сыростью;

· везде... где ограничивают значение местоименного наречия главной части предложения: Мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит (Л.).

· туда... куда указывается на направление движения: Куда конь с копытом, туда и рак с клешней (посл.);

· там... куда обозначается место совершения действия главной части: Куда попадала эта струя, там листья бледнели, съеживались и увядали (Гарш.);

· оттуда... куда указывается на исходный пункт движения: Оттуда, куда он указал пальцем, валил дым.

Придаточные обстоятельственные

СПП с придаточными обстоятельственными – это такое предложение, придаточная часть которого отвечает на вопросы обстоятельств. Они присоединяются к сказуемому или ко всей главной части с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

Виды обстоятельственных придаточных Вопросы от главной части к придаточной Союзы и союзные слова Примеры предложений
1. Времени(в главной части могут стоять указательные слова тогда, всегда, каждый раз ) Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Союзы: когда, пока, едва, лишь, едва лишь, как только, чуть только, раньше чем, прежде чем, с тех пор как, до тех пор пока, в то время как. Едва начался декабрьский рассвет, Аня вышла на улицу. Дедушка приказал не будить Танюшку до тех пор, пока сама не проснётся. В то время как она выходила из гостиной, в передней послышался звонок. Как только в лесу сойдет снег, на березах набухнут почки.
2. Места(в главной части могут стоять указательные слова там, туда, оттуда, где ) Где? Куда? Откуда? Союзные слова: где, куда, откуда. Иди туда , куда влечёт тебя свободный ум. Впереди, где кончалась роща, стояли берёзы. Там , где сосны были уже реже, по осевшему снегу кругами шли тропы.
3. Образа действия(В главной части слова так, таким образом . Всегда стоят после главной части.) Как? Каким образом? Союзы: как, словно, будто, что, чтобы. Пьер замахал руками и головой так , как будто комары напали на него.
4. Меры и степени(В главной части слова так, настолько, таким образом . Присоединяются союзом находятся после главной части. Присоединяются союзным словом перед главной частью, после неё.) В какой мере? В какой степени? Насколько? Союзы: как, как будто, словно, точно, что. Лес с обеих сторон так густ, что ничего нельзя было видеть через него. Она так похудела, что стала похожа на шестнадцатилетнюю девочку. Дядюшка пел так, как поёт простой народ.
Союзные слова: насколько, сколько, поскольку. Люди были интересны Самгину настолько , насколько он, присматриваясь к ним, видел себя похожим на них.
5. Условия(имеют указательные слова то, так , присоединяются ко всей главной части) При каком условии? Если, если… то, ежели, коли, коль скоро, когда (= если), раз. Если солнце не потушат, будут зайчики всегда. Путешествия потеряли бы половину своего смысла, если бы о них нельзя было рассказывать. В самом деле, если все дождливые дни сидеть на месте, то , пожалуй, недалеко уедешь за лето. Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо.
6. Причины(с союзами потому что, ибо всегда стоят после главной части) Почему? Отчего? По какой причине? Союзы: потому что, оттого что, ибо, так как, из-за того что, благодаря тому что, в связи с тем что, ввиду того что, вследствие того что, тем более что. На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф. Вследствие того что деревья постоянно приходится видеть перед собой, глаз утомляется. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Мы шли молча, любуясь степью, тем более что она становилась всё привлекательнее.
7. Следствия(указывают на результат, всегда находятся после главной части) Вследствие чего? Что из этого следует? Союз: так что. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.
8. Цели Зачем? С какой целью? Для чего? Союзы: чтобы, для того чтобы, затем чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы. Я стал подражать странному звуку, чтобы приманить птицу. Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе.
9. Уступки(указывают на обстоятельства, вопреки которым происходит действие) Несмотря на что? Вопреки чему? Союзы: несмотря на то что, невзирая на то что, хотя, пускай, пусть, даром что, хотя. Ночь была тихая и светлая, хотя луны не было. Несмотря на то что было холодно, снег на воротнике таял весьма скоро. Пускай ещё не высохли чернила, словам уже бессмертие дано.
Союзные слова: сколько ни, как ни, где ни, куда ни, кто ни, что ни. Костёр, как ни поддерживали в это мглистое утро, скоро погас. Но сколько Саши ни думал, ничего ему не приходило в голову.
10. Сравнения(присоединяются ко всей главной части) Как? Как что? Союзы: как, словно, точно, будто, подобно тому как, вроде того как, как будто, чем…тем, как…так. Лес стоит молча, словно всматривается куда-то. И чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь. Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.
11. Присоединения(одержат комментарий или оценку того, о чём говорится в первой части, присоединяются ко всей главной части) Что кроме того? Союзные слова: что, где, куда, отчего, зачем. Я остаюсь на даче всю зиму, что оригинально и ново. Пришлось спуститься в трясину, что было крайне трудно из-за ледяной воды.


Внимание! Следует отличать сравнительные придаточные от сравнительных оборотов. В сравнительных оборотах нет сказуемого. Пример: Звезды блистали, как маленькие солнца . Как вышки , ёлочки темнеют. В блестках инея, точно в алмазах , задремали, склонившись, березы.

Внимание! Смешение конструкций главного и придаточного предложений ведёт к ошибке.

Придаточные обстоятельственные отвечают на те же вопросы, что и обстоятельства, и в предложении относятся к глаголам или словам, которые имеют обстоятельственное значение.

По своему значению обстоятельственные придаточные, так же как и обстоятельства, делятся на следующие виды: придаточные времени, места, причины, следствия, цели, условия, сравнения, образа действия, меры и степени, уступки.

1) Придаточные времени указывают на время действия, которое совершается в главном предложении, отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени?

Они относятся ко всему главному или к обстоятельству времени в главной части и присоединяются союзами когда, пока, с тех пор как, едва, как только и др.: Летом, когда наступят каникулы, мы поедем отдыхать.

В предложении придаточное времени может находиться в любой позиции по отношению к главному (препозиция – перед главным, постпозиция – после главного, интерпозиция – внутри главного): Когда я вернулся, она уже ушла (препозиция). Мы отправимся в путь, как только рассветет (постпозиция). В доме, с тех пор как вернулся отец, все пошло по-другому (интерпозиция).

Действия, о которых говорится в главной и придаточной частях, могут происходить в одно и то же время или в разное время: Когда солнце выходит из-за горы, становится светло (одновременность действий). Они проснулись тогда, когда было уже совсем светло (разное время действий: сначала стало светло, а потом они проснулись). Выражение одновременности и разновременности действий осуществляется с помощью союзов, указательных слов и глагольных форм времени и вида.

2) Придаточные места указывают на место или направление действия, о котором говорится в главном, относятся к сочетанию сказуемого и указательного слова и отвечают на вопросы где? куда? откуда?: Я был там, где никто из вас не был.

Придаточные места присоединяются к главному союзными словами где, куда, откуда.

Иногда указательные слова могут опускаться, что характерно для разговорной речи: Я сделал, что хотел.

Придаточные места могут находиться в любой позиции по отношению к главному: постпозиция – «Иди, куда влечет тебя свободный ум» (А. Пушкин). Где бы я ни путешествовал, я всегда вел дневник (препозиция). Только там, откуда я родом, есть такие красивые места (интерпозиция).

3) Придаточные условия указывают на условие, при котором происходит или может произойти действие, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопрос при каком условии?

Придаточные условия присоединяются к главному с помощью союзов если, если бы, ежели, когда, раз, коли, коль скоро, как скоро: Если ты не хочешь этого делать, скажи прямо. Раз уж ты начал, так ты должен и закончить.

Придаточные условия могут находиться в любой позиции по отношению к главному. Если придаточное условия стоит в препозиции, то главное может начинаться со слов то, так: Если завтра будет хорошая погода, то я уеду.

В качестве указательных слов могут выступать сочетания в случае, в том случае: В том случае, если мы свернем с дороги, мы заблудимся. Сочетание в случае если может сливаться в один сложный союз: Он собирался уехать, в случае если ничего не изменится.

4) Придаточные цели указывают на цель действия, о котором сообщается в главном, и отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?

Придаточные цели присоединяются к главному с помощью союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы. Сложные союзы могут распадаться на две части, при этом в придаточном предложении остается союз чтобы, а в главное переходит оставшаяся часть сложных союзов: для того, с тем, затем. Эти слова становятся указательными словами и членами предложения: Я приехал, для того чтобы здесь работать (для того чтобы – сложный союз). Я приехал для того, чтобы работать именно здесь (для того – указательное слово, чтобы – союз).

Придаточное цели обычно относится ко всему главному и может занимать любую позицию по отношению к главному: Чтобы увидеть вас, я проделал трудный путь (препозиция). Я прилетел сюда, чтобы увидеть этот край своими глазами (постпозиция). Он, чтобы никто не заметил, тихо пробрался к выходу (интерпозиция).

5) Придаточные причины указывают на причину действия, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?

Придаточные причины присоединяются к главному союзами потому что, оттого что, из-за того что, так как, ибо, поскольку, благодаря тому что, вследствие того что и др.: Осенью трава была еще зеленой (почему?), потому что все лето шли дожди.

Придаточное причины может занимать любую позицию по отношению к главному, кроме тех случаев, когда присоединяется союзом потому что (предложение не может начинаться с «потому что»).

Сложные союзы могут распадаться на две части, при этом в главном предложении останутся указательные слова: потому, оттого, из-за того и др., а придаточная часть будет присоединяться к главной союзом что: «Мне грустно потому, что весело тебе» (М. Лермонтов).

6) Придаточные следствия указывают на результат действия, о котором говорится в главном предложении, отвечают на вопрос вследствие чего это произошло?

Придаточные следствия присоединяются союзом так что, относятся ко всему главному предложению и всегда находятся в постпозиции по отношению к главному: Дом стоял на самом берегу моря, так что через окно доносились крики чаек.

7) Придаточные образа действия указывают на характер действия, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом?

Придаточное образа действия присоединяется к главному подчинительными союзами как, будто, точно, словно. Он говорил очень невнятно (как? каким образом?), будто испытывал сильную боль.

В главном предложении может быть указательное слово так, в этом случае придаточное относится к нему: Он жил так (как? каким образом?), как будто каждый его день был последним.

8) Придаточные меры и степени указывают на меру и степень действия, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопросы в какой мере? в какой степени? до какой степени?

Придаточные меры и степени присоединяются к главному предложению с помощью союзов и союзных слов что, как, сколько, насколько и стоят после главного предложения. В главной части могут быть указательные слова так, столько, настолько, до такой степени и др.: Ветер дул так сильно, что разбил окно. Свет был до такой степени яркий, что болели глаза. Книга была настолько интересной, что невозможно было оторваться.

9) Придаточные сравнительные поясняют то, о чем сообщается в главном предложении, отвечают на вопрос как?, относятся ко всему главному предложению, присоединяются с помощью союзов как, словно, будто, точно, как будто и др. Придаточные сравнительные могут занимать по отношению к главному любую позицию, но чаще всего они стоят в постпозиции: Воздух был чист и свеж, словно только что прошел дождь. Стемнело так быстро, как это бывает перед грозой.

10) Придаточные уступительные указывают на действие, которое противопоставлено действию в главном предложении, и отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

Придаточные уступительные присоединяются к главному с помощью подчинительных союзов несмотря на то что, хотя, пускай, пусть, даром что и др.: Хороши по-своему и пасмурные дни, хотя не все их любят. В лесу было еще темно, несмотря на тс что солнце уже встало. «Пусть роза сорвана, она еще цветет». (Надсон) Пускай обидели тебя, ты веры в дружбу не теряй.

Придаточные уступительные могут также присоединяться к главному союзными словами как, сколько с частицей ни, при этом они приобретают добавочное усилительное значение: Как мы ни старались обойти его, нам это не удалось. «Сколько веревочка ни вейся, а конец будет» (пословица).

Придаточные уступительные чаще относятся ко всему главному предложению и занимают по отношению к нему препозицию или постпозицию: Хотя мороз еще злится, весна все равно придет. Нам пришлось уйти рано, хотя мы хотели бы остаться.

11) Придаточные присоединительные содержат различные дополнительные сведения, которые относятся к тому, о чем говорится в главном предложении.

Придаточные присоединительные чаще относятся ко всем; главному предложению, стоят после него, присоединяются союзными словами что, почему, отчего и др. Связь между главных предложением и придаточным весьма слабая, в главном предложении нет никаких указаний на то, что необходимо придаточное предложение: Он всегда был очень наблюдательным, что, собственно, и отразилось в его произведениях. Эта обстановка была дл. меня невыносимой, отчего я и ушел.

В результате частого употребления некоторые придаточные присоединительные превратились во фразеологизмы: с чем я вас и поздравляю, что и требовалось доказать.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Обучающие:

Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в данного типа сложноподчиненных предложениях.

Развивающее:

Определять типы придаточных обстоятельственных в СПП.

Воспитывающие:

Воспитывать любовь к природе родного края, к творчеству русских поэтов.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

Сегодня мы приступаем к изучению темы “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными” : познакомимся с видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в предложениях этого типа. Но прежде повторим изученное.

(Запись в тетради числа)

II. Повторение изученного.

Расставьте ударение в словах, записанных на слайде.

(Проверка по цепочке)

Слова, в которых допустили ошибки, запишите в тетрадь для правил.

2. «Сложные предложения»

–А сейчас повторим сложные предложения (Повторение теоретических сведений о сложных предложениях).

3.- Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? (СПП)

А) Какие предложения называются СПП? Чем они отличаются от сложносочиненных?

в) На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения?

Вывод: «Сложноподчинённые предложения»

Хорошо, теорию вы знаете неплохо.

4. Фронтальный опрос – графический диктант.

А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях.

    Мы вспомнили известных певцов, чьё детство прошло в нашем городе. (Придаточное определительное)

    Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (Придаточное изъяснительное)

    Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (Сложносочиненное предложение)

    Нет города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.(Придаточное определительное)

    Известно, что русский язык богат словами, называющими небесные явления. (Придаточное изъяснительное)

А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор.

    Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподч.)

Назовите обстоятельства с их значениями и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия.)

Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, места, причины, сравнения, уступки, условия, следствия)

Учитель: подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.

Итак, переходим к знакомству с новым материалом. (Запись темы в тетради)(слайд 1)

III. Изучение нового материала.

    Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные

Как мы будем различать их? (По вопросам, союзам и союзным словам)

IV. Закрепление новой темы.

Проверим, как вы поняли новую тему при помощи распределительно – цифрового диктанта.

1. Распределительно - цифровой диктант.

Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:

    в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,

    во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.

    Если жизнь тебя обманет,не печалься, не сердись. (С придаточным условным)

    Войдя в лес, человек чувствует дыхание пробудившейся земли. (Простое предложение)

    Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть. (С придаточным времени)

    Природа с глубокой древности используется для оздоровления и лечения человека. (Простое предл.)

    Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (С придаточным цели)

    Люблю грозу в начале мая. (Простое пр.)

    Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум. (С придаточным места)

    Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Простое предл.)

    Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить. (С придаточным причины)

    Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа. (Простое предл.)

Ключ: сложноподч. предл. простые предл.

1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10

Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.

На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ)

А сейчас посмотрите на улицу. Какое настроение вызывает у вас эта погода?

Да, природа всегда прекрасна, всегда совершенна. Природа всегда действует благородно.

У природы нет плохой погоды! Каждая погода благодать. Дождь ли, снег…любое время года Надо благодарно принимать,… (из к/ф Эльдара Рязанова « Служебный роман»)

2. Работа с учебником. Упр.116, стр.74.

Задание: выписать СПП с придаточными обстоятельственными, составить схему предложения, определить тип придаточного обстоятельственного.

Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, которое будет оценено самым беспристрастным учителем – компьютером.

3.Коллективная работа на компьютере (компьютерная программа “Фраза”: 9 класс, “Сложноподчиненное предложение”, вариант “Отдельные предложения” № 515-518).

Задание: расставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных.

(Сообщить оценки за выполнение работы по упражнению)

V. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?

2. Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

3. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: п.12, с.67–68, выписать из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.