Старинная столица китая. Разработка проекта императорской столицы

Сиань - административный центр провинции Шэньси, большой мегаполис с населением свыше 7 миллионов жителей. Сиань - одна из четырех древних столиц и одна из колыбелей китайской цивилизации. Сегодня город, существующий более 3100 лет, представляет собой транспортный хаб, крупный культурный, образовательный и экономический центр, не раз игравший значимую роль в истории Китая. В мегаполисе и его окрестностях находятся многие популярные , включая знаменитый и .

Древняя история

Древнейшим стоянкам первобытного человека в районе современного Сианя около полумиллиона лет. В восточной части города археологи нашли неолитическую деревню Баньпо культуры Яншао, датирующуюся примерно 3000 годом до нашей эры. Самому городу больше 3100 лет. Ближайшим предком сегодняшнего Сианя был Чанъань, служивший столицей нескольким китайским государствам. В стародавние времена здесь находился конечный пункт Великого шелкового пути.

Сиань был столицей Китая на протяжении тринадцати династий. Столицы империй Чжоу, Цинь, Хань, Суй, Тан располагались поблизости от центра современного города.

Большая Пагода Диких Гусей и другие памятники династии Тан

Один из самых интересных памятников древнего Сианя - . Эта многоярусная кирпичная постройка была возведена во времена правления династии Тан в городе Чанъань, имперской столице. В дизайне сооружения чувствуется влияние индийского зодчества. Первоначальная пятиярусная конструкция была построена в 652 году. Здесь размещались многочисленные буддистские реликвии и статуи, собранные философом, монахом, путешественником и ученым Сюаньцзаном во время странствий.

В 704 году нашей эры по приказу императрицы У достроили еще пять ярусов. В последующие столетия три верхних яруса сильно пострадали от боевых действий, после чего их полностью снесли. К настоящему моменту башня семиярусная. Высота пагоды - 64 метра. С верхнего яруса Большой Пагоды открываются отличные виды на старый город. Неподалеку от пагоды находятся Храм материнской любви (год постройки: 589, перестроен: 647 год).

В 707-709 годах построили Малую Пагоду Диких Гусей. В этой башне хранили индийские буддистские рукописи. Пагода пережила несколько землетрясений и ударов молний. Во время крупного землетрясения 1556 года 45-метровая пагода на два метра ушла под землю. В немного «утопленном» состоянии конструкция находится и по сей день.

От Чанъаня до Сианя

Чанъань был основан в 202 году до н. э. Лю Баном, основателем династии Хань. На одном берегу реки первый ханьский император на руинах циньской столицы построил Дворец Вечного Счастья. На другом берегу реки в 200-ом году появился дворец Вэйян. Через десяток лет новую столицу окружила мощная оборонительная стена, растянувшаяся почти на 26 километров в длину и имевшая толщину у основания от двенадцати до шестнадцати метров. Для сравнения, ширина многих участков Великой не превышает 5,5 и 6,5 метров вверху и основания соответственно.

В 582 году, во время объединения Китая династией Суй после многих лет смут, император построил новую столицу Дасин, расположенную юго-восточней столицы Хань. Дасин состоял из трех частей: имперского города, дворца Сиань и поселения для всех остальных столичных жителей. Суйская столица раскинулась на 84 квадратных километра и стала крупнейшим городом мира с населением около миллиона человек.

В эпоху правления династии Тан несколько раздельно стоящих поселений Чанъаня стали одним городом, новой столицей новой империи. Город имел в плане вид большого прямоугольника, разбитого на кварталы-квадраты, наподобие шахматной доски. На тот момент Чанъань, с его населением свыше миллиона человек, представлял собой крупнейший город Древнего Мира. После падения танской империи самым густонаселенным городом планеты стал Багдад. В период правления династии Мин столицу перенесли в Пекин, а Чанъань получил название Сиань, сохранившееся и поныне.

От династии Мин до Синьхайской революции

После создания на осколках монгольского государства Юань китайской империи Мин, город в очередной раз окружили мощными стенами, и он стал одной из стратегических оборонительных точек в системе укреплений Великой стены. Стены, растянувшиеся вокруг населенного пункта на 12000 метров, хорошо сохранились до нашего времени.

На закате империи Мин Сиань был захвачен повстанцами Ли Цзычэна, в очередной раз вернувшими ему название Чанъань. Впоследствии войска лидера крупного крестьянского восстания были разгромлены цинцами, а в городе разместился крупный маньчжурский гарнизон. Когда при подавлении Боксерского восстания армиями восьми держав был взят Пекин, вдовствующая императрица Цыси бросила любимый сбежала из столицы в Сиань, где находилась на протяжении нескольких месяцев, до 1901 года.

От Синьхайской революции до КНР

В последние дни правления цинской династии солдаты-повстанцы уничтожили квартировавший в Сиане маньчжурский гарнизон. Через десять лет после Синьхайской революции здесь находился штаб бэйянского генерала Фэн Юйсяня, в 1927 году ставшем маршалом Китайской республики. В год прихода Гитлера к власти в Германии Сиань стал временной столицей республики, но правительство туда так и не переехало. В 1935-36 годах бывший Чанъань стал основным центром противодействия китайской Красной армии. В 1949 году Сиань, незадолго до провозглашения КНР на площади , был взят коммунистами, и с тех пор находится в составе КНР. Сегодня Сиань - один из самых популярных среди туристов мегаполисов Поднебесной. Часть из российской столицы приходятся на авиарейсы Москва-Сиань.

В эпоху династии Мин Китай переживал период культурного обновления. Эта эра развития, торговли и исследований длилась, несмотря на окончательный упадок, три столетия.

Чжу Юаньчжан

После распада монгольской династии Юань в Китае возникла политическая нестабильность. В первой половине XIV века в государстве вспыхнул ряд восстаний, приведших к образованию множества мелких королевств, в которых господствовала прослойка торговцев и крестьян. Лидером повстанцев был Чжу Юаньчжан, сын фермера и глава одной буддийской секты, впоследствии получившей название «Красные тюрбаны». К 1369 г. Юаньчжану удалось захватить власть и свергнуть династию Юань. Юаньчжан взял себе имя Мин, что означает «ясность», а затем стал называть себя Мин Хонгву; это было началом эпохи Мин.

Царствование Хонгву сформировалось в связи с необходимостью укрепления абсолютной власти императора. Он основал столицу в Наньцзине и проводил бесчисленные сложные ритуалы в своей роли императора; все они служили для придания ему божественного статуса. Он ликвидировал административный аппарат высшего государственного департамента и обеспечил себе полный контроль над управлением империей. Хонгву устранил все дворцовые интриги, имеющие угрозу для государства, а также ограничил власть евнухов, наложниц и придворных дам. Кроме того, он беспощадно расправлялся с любым противником.

Многие считали Хонгву величайшим императором Китая. Он снизил налог на землю, чем способствовал восстановлению разрушенного монголами сельского хозяйства, занялся посадкой лесов и создал новые проекты по колонизации населения на невозделанных площадях. Реформы Хонгву были разработаны для того, чтобы усилить административный аппарат должностных лиц и контролировать данные об огромной численности населения. Государственная проверочная система для гражданских служащих была упразднена в эпоху династии Юань. Вместо нее Хонгву предложил гораздо более сильную систему управления; таким образом, он создал аппарат, просуществовавший до 1905 г. Китайское общество было разделено на три класса; крестьян, ремесленников и военных. После смерти Хонгву в 1398 г. на его место пришел его внук Чжу Юньвэнь.

Запретный город; резиденция двух императорских династий - Мин и Цин; на протяжении 500 лет была недоступна для большинства китайцев.

Разведка и торговля

Цзяньвэнь, известный под именем Чжу Юньвэнь, правил недолго; в 1402 г. на трон взошел его дядя, четвертый сын императора Хонгву. Он взял себе имя Мин Юнлэ и царствовал на протяжении 22 лет. В период его правления Китай разработал политику расширения своей территории до моря. В 1405 г. Юнлэ финансировал несколько морских экспедиций, которые должны были не только открыть новые страны, но и развить торговые отношения. Программа по разведению лесов, которую начал Хонгву, обеспечила китайский морской флот древесиной; Чжэн Хэ, главный евнух и императорский советник, организовал экспедиции и руководил ими. Между 1405 и 1433 гг. Чжэн Хэ возглавил китайский флот в семи исследовательских экспедициях по Индийскому океану; они достигли таких дальних пунктов назначения, как город Джидда в Саудовской Аравии и столица Сомали Могадишо. Они добрались до островов Суматра и Ява на Малайском архипелаге. Китайцы торговали шелком, бумагой и духами и получали взамен пряности, чай и хлопок. К этому времени китайский флот был крупнейшим в мире; он обладал большей экономической мощью, чем испанская армада. После смерти Чжэн Хэ в 1433 г. расходы на флот сократились, и он уменьшился. Из-за потери мощи на море побережье Китая в последующие годы было атаковано японскими пиратами. И хотя впервые за все j царствование Юнлэ вторжение на территорию Аннама (современного Северного и частично Центрального Вьетнама) и Кореи было успешным, неудачная попытка захватить Монголию в 1449 г. привела к оборонительной позиции династии Мин. Постепенно империя замкнулась, и формой государственного правления в ней стал изоляционизм.


Резная фигурка обезьяны из нефрита эпохи Мин. Справа: Скульптурное изображение дракона на облицованной стене в Запретном городе.

Запретный город

В 1421 г. Юнлэ перенес столицу из Наньцзина в Пекин, который и остается ею до сих пор. В самом сердце новой столицы Юнлэ начал строительство дворца под названием Запретный город. Для возведения этого комплекса понадобилось около миллиона работников и ста тысяч художников-прикладников; его строили 14 лет. Под Запретный город была отведена площадь в 72 гектара. Он состоял из множества дворцов, которые насчитывали 9999 комнат. Во дворце не могло быть 10000 комнат, поскольку у китайцев это божественное число бесконечности, и по легенде только на небесах може1 быть 10000 комнат. Императорские церемонии и публичные государственные мероприятия проводились в трех основных залах дворца - Верховной гармонии Центральной гармонии и Сохранившейся гармонии Во Внутреннем дворце находились жилые помещения: основные залы этой части Запретного города - залы Небесной чистоты, Объединения и мира, Земного спокойствия. Жизнь во дворце состояла из строгих процедур и ритуалов, которые были призваны подчеркнуть божественный облик императора. Множество женщин и евнухов жило на отгороженных территориях. Когда они встречались с императором, то должны были падет к его ногам. Многие из тех, кто вошел в Запретный горой в качестве прислуги, наложницы или евнуха, не имели право его покидать.

Демографический взрыв

С началом эпохи Мин в Китае увеличилась численность населения. Сельскохозяйственная политик Хонгву способствовала тому, что постоянно становилось доступным все большее количество продуктов, и параллельно с ведением торговой политики правительство заботилось о всеобщем росте товаров и повышении уровня жизни. К тому же, эпоха династии Мин была относительно стабильной; до этого государство претерпевало массовые беспорядки, повлекшие за собой гибель множества людей. Серия эпидемий XVI-XVII вв. привела к замедлению роста численности населения, но когда господство династии Мин закончилось в 1644 г., население империи увеличилось до 130 миллионов человек. Демографический взрыв потребовал более совершенных методов ведения сельского хозяйства и транспортных средств. Такие товары, как хлопок, доставляли с севера по водному пути. Ввоз европейских товаров сильно снизился, преимущественно потому, что у китайской культуры не было большой нужды в чем-либо иностранном. Однако какая-то их часть приходила с Запада, например, неизвестные полевые культуры, которые были завезены из Нового Света в Европу (картофель, табак и кукуруза).

Фарфор

Благодаря процветающей экономике и растущему интересу к искусству, спросу на предметы роскоши, а также усовершенствованным методам производства процветала торговля такими предметами потребления, как текстильные изделия и керамика. Так, в период династии Мин был популярен тончайший фарфор с характерным бело-голубым рисунком. Вкачестве украшений использовали в основном изображения дракона, птицы Феникс или других животных и растений, а также садовые мотивы. Фарфор позднего периода эпохи Мин был очень красочным, для него все больше применялась красная, желтая и зеленая глазурь. Благодаря торговле с Португалией на китайский фарфор всегда был большой спрос, ион высоко ценился в Европе. В рамках централизованного государственного контроля постоянное производство фарфора сосредоточилось вокруг заводов в удаленной провинции Цзянси. Однако когда возникли затруднения с доставкой, контроль передали в местные органы.

Упадок эпохи Мин

Для заката эпохи Мин было несколько причин. Несмотря на экономические успехи, государство сильно пострадало от нападений, в особенности его побережья, атакованные японцами, и север, где буйствовали монголы, а также приграничные области. Военные кампании против монголов на севере и маньчжуров на северо-востоке оказались дорогостоящими, и правительство увеличило налоги, которые и так были разорительными для населения. Наконец, в начале XVII века произошел ряд народных восстаний на севере и северо-западе империи; они были связаны с неурожаем и последующим голодом в провинции Шаньси. При таких условиях честолюбивым маньчжурам было легко взять ситуацию под контроль, и в 1644 г. они предприняли поход в Пекин с целью захвата столицы, вынудив последнего императора династии Мин Чунчжэнь покончить с собой. Упадок эпохи Мин был ускорен также неудачами Хонгву в аппарате управления. Самодержавная власть императора поначалу была успешной, однако последующие правящие монархи были более изнеженными и избалованными, они не желали принимать участие в работе правительства. Поскольку больше не было премьер-министра, не стало и преемственности в делах управления; империя пострадала из-за этого и стала более коррумпированной, что, в конце концов, привело к господству евнухов на различных уровнях государственного аппарата.

(полная информация с изображением и ответами ниже по ссылке)
http://www.venasera.ru/forum/index.php?topic=742.0

Китайское выражение «Четыре древние столицы» традиционно относится к Пекину, Нанкину, Лояну и Чанъаню (Сианю). В 20-е годы ХХ века, когда было совершено большое количество археологических открытий, список столиц был пополнен. Появилось выражение «Семь древних столиц Китая», которое включало в себя Кайфын (добавлен в 1920-е годы), Ханчжоу (стал шестой по счету столицей в 1930-е годы), Аньян (после запроса археологов в 1988 стал 7-й столицей); после ряда археологических открытий в 2004 China Ancient Capital Society добавил в этот список и Чженчжоу.

В начале поговорим о Пекине

Города в окрестностях города Пекин появились ещек 1-му тысячелетию до н.э., и столица государства Ян, Ци, была расположена на территории современного Пекина. После падения Ян, последующие династии Цинь, Хань и Цзинь устанавливали свои префектуры на этой территории. Во время правления династии Тан здесь располагалась штаб-квартира генерал-губернатора Фан Яна, военного правителя современных территорий северного Хэбэя. Военачальник Ань Лушань (安祿山) в 755 году начал свое восстание, которое вошло в историю под названием Восстание Ань Лушаня (安史之乱 Ān Shǐ Zhīluàn) —16 декабря 755 г. по 17 февраля 763 г. До Второй мировой войны это был крупнейший вооружённый конфликт по числу жертв за всю историю человечества. Согласно официальным переписям, за время восстания население Китая сократилось на 36 миллионов. Это восстание часто считается поворотной точкой правления династии Тан, когда правитель полностью утратил контроль над управлением всей страной.

В 936 году династия Поздняя Цзинь (936-947) уступила крупную часть своих северных владений, включая современный Пекин, киданям династии Ляо. В 938 году династия Ляо основала вторую столицу Нанкин («Южная столица»). В 1125 чжурчжэньская династия империи Цзинь аннексировала Ляо и в 1153 году перенесла столицу в Нанкин, переименовав его в Чжонду (中都) «Центральная столица». Монгольские войска сожгли Чжонду в 1215 году и возобновили его в 1267 году к северу от столицы Цинь. Собираясь завоевать весь Китай, основатель династии Юань Хубилай-хан создал новую столицу Ханбалык или Даду, ее можно встретить в записках Марко Поло в написании Cambuluc. Очевидно, Хубилай-хан, который очень уж хотел стать императором Китая, расположил свою столицу в этих местах вместо традиционно центрального Китая, потому что таким образом он был ближе к своим базам в Монголии. Решение Хубилай-хана повысило статус города, который располагался на крайнем севере китайских владений. Ханбалык располагался севернее современного Пекина. После падения династии Юань в 1368 году, город был перестроен под началом династии Мин, а вокруг города была основана провинция Шунтьен. В 1403 году третий император династии Мин Юн-лэ перенес столицу из Нанкина в переименованный Пекин («Северная столица»). Иногда столицу так и называли Цзинши (jīng shī «столица»). Во время правления династии Мин Пекин приобрел его современный вид и форму. Считается, что Пекин был самым крупным городом в мире с 1425 по 1650 гг. и с 1710 по 1825.

Пекин известен тем, что здесь были обнаружены при археологических раскопках останки первобытного человека синантропа ("пекинского человека"), жившего 700 тысяч лет тому назад.

Сиань/西安

Династия Чжоу основала свою столицу в городах Фен (沣/灃) и Хао (镐/鎬) примерно между концом 11 века до н.э. и 770 г. до н.э.; обе столицы располагались на западе от современного Сианя. Сиань был конечным пунктом древнего Шелкового пути. Он был одним из самых богатых городов в Китае благодаря торговле шелком на западе.

Династия Цинь (221-206 до н.э.) основала свою столицу в Сяньяне (咸阳), на северном берегу реки Вей. Позже она была сожжена Сян Юем (項羽) в конце правления династии. Император Цинь Шихуан построил себе гробницу и Терракотовую армию в местности, которая является пригородом современного Сианя.

202 год до н.э.: Лю Бан (он же Гао-цзу, он же 高祖), основатель династии Хань, свою столицу основал в Чанъане. Его первый Дворец Вечного Счастья (长乐宫/長樂宮) был построен за рекой из руин Циньской столицы. Через два года он построил Дворец Вэйян (未央宫) к северу от современного города. Городская стена начала строиться в 194 до н. э., строительство завершилось через 4 года, длина стены составляла 25,7 м в длину и 12-16 м в толщину у основания.

190 г. до н.э. Самый могущественный тиран того времени, Дунг Чжуо, перенес свой двор из Лояна в Чанъань, чтобы избежать союза противников, направленного против него.

582: Император династии Суй распорядился, чтобы новая столица была построена на юго-восток от ханьской столицы, называемой Дасин (大兴/大興, великий восторг). Столица состояла из трёх районов — дворец Сиань, имперский город и город для основного населения. Весь город занимал площадь 84 км², главная улица Чжуцюэ была шириною 155 м. В то время это был самый большой город мира.

При династии Тан город был снова переименован в Чанъань. В VII—IX вв. это был, по мнению многих исследователей, самый населённый мегаполис мира с населением, колебавшимся от 800 000 до 1 000 000 жителей.После падения династии Тан город уступил звание крупнейшего мегаполиса планеты Багдаду.

В VII веке в Чанъане обосновался буддийский монах Сюань Цзан, который организовал работы по переводу с санскрита многочисленной буддийской литературы.

В 652 была построена Пагода Диких Гусей (Da Yan Pagoda, 大雁塔) высотой 64 м. Она должна была служить хранилищем драгоценных буддийских рукописей, привезённых Сюань Цзаном из Индии В 707 была построена Малая Пагода Диких Гусей (小雁塔) высотой 45 м. Пагода пострадала во время землетрясения в 1556.

Дворец Хуацин и связанные с ним горячие источники пережили четыре реконструкции.

В 904, когда династия Тан пала, город подвергся сильным разрушениям. Столица была перенесена снова в Лоян. Город значительно уменьшился.

В период правления Минской династии существенно сократившийся в размерах город был снова обнесён стенами и обведён рвом. Периметр стен — 12 км, высота — 12 метров, толщина — от 15 до 18 метров у основания. Стены сохранились до сих пор в хорошем состоянии.

Благодаря своей тысячелетней истории и развитой культуре Сиань представляет собой место концентрации множества памятников древности. Всему миру известно «Восьмое чудо света» - терракотовое войско Цинь Шихуана. Кроме этого, такие места как: Баньпо - стоянка первобытного общества, в Баньпо обнаружены остатки нескольких хорошо организованных поселений эпохи неолита, датируемых около 4500 г. до н. э.

Гробница императора Цинь Шихуана, гробницы ханьских императоров, а также такие памятники старины как Пагода добродетели и благодеяния Циэнсы, Лес мемориальных монументов (Бэйлин), горячие источники Хуацинчи и множетсво других достопримечательностей.

Пагода Большого гуся/大雁塔

Пагода Большого Гуся (Da Yan Ta) стоит на бывшем месте Храма Материнской Любви, на юге Сианя, в четырех километрах от центра, за городскими стенами.

Первоначально построенный в 589 нашей эры в Династии Суй (Sui Dynasty), храм называли Ву Лу, Храмом Сицзяна (Wu Lou Si Temple). Этот универсальный знак города, используемый на всех открытках и путеводителях как визитная карточка Сианя, был перестроен в 648 году н.э. третьим императором династии Тан, Гао Цзуном (Gao Zong), в память о своей умершей матери. Храм тогда принимал существующее название Храм Благодарения. Император Гаозонг, как говорили, воздавал должное храму два раза в день. Храм, с 13 отдельными внутренними дворами, содержал 1 879 великолепно выглядящих комнат в целом и был местом великой степени в Династии Тан.

Помимо памяти о матери, целью ее строительства было хранение буддистских писаний, привезенных из Индии путешествующим монахом Сюань Цзаном (Xuan Zang). Он перевел и обработал манускрипты в 1335 томов на китайском языке.

Первоначально пагода состояла из пяти этажей, затем она много раз пристраивалась, перестраивалась и росла. После разрушения Пагоды была построена новая 10-этажная пагоды в период с 701 до 704 года н.э. Однако, войны в последующие годы, разрушили Пагоду практически до руин, которые были в свою очередь восстановлены. Нынешнее здание пагоды, 64,1 м высотой, похоже на крепость. Имеет 7 ярусов, квадратной формы с острыми углами. Можно взобраться наверх, чтобы полюбоваться видом на город и окрестности. Легендарная пагода была архитектурным чудом. Великое здание Пагоды с ее торжественным появлением, простым стилем и высокой структурой, является действительно хорошим примером мудрости древних людей и их таланта.

Пагода Малого гуся/小雁塔

Пагода Малого Гуся (Xiao Yan Ta) расположена на территории храма Цзяньфу (Jianfu). Высота сооружения - 43 метра, верхушка пагоды сорвалась во время землетрясения XVI века. Сам храм Цзяньфу был выстроен в 684 году н. э. во имя благополучного посмертия императора Гао Цзуна. Таким образом, храм и пагода родственно связаны с Большим Гусем. Малый Гусь также хранил буддистские рукописи, привезенные, правда, другим путешественником.

Терракотовая армия императора Цинь Шихуана/秦始皇兵马俑

Цинь Шихуан (Qin Shihuang) был первым императором объединенного Китая в 221-210 гг. до н.э. Строительство его усыпальницы началось сразу же после того, как Цинь Шихуан взошел на трон. По мере того, как он завоевывал и присоединял все новые и новые территории Китая, работы над усыпальницей расширялись, и вскоре приобрели невиданные размеры. По хроникам, периметр внешней стены захоронения был равен 6 км, внутри были спрятаны настоящие сокровища: искусно обработанные драгоценные камни, золото и серебро представляли картину волшебного сада, где текли реки и моря из ртути. Сегодня над могилой императора возвышается курган высотой 40 метров, он до сих пор не раскопан, так что любоваться особенно нечем.

В 1,5 км к востоку от усыпальницы императора стоит комплекс, под крышей которого разместилась неусыпная стража императора Цинь Шихуана, его терракотовая армия. В 1974 году, копая колодец, местные крестьяне обнаружили одну из самых громких археологических находок XX века: тысячи терракотовых солдат в натуральную величину, с лошадьми, стоящих в боевом порядке, - целая армия, сопровождающая императора в его посмертии. Всего были раскопаны три подземных помещения, над первым (210 м с востока на запад и 60 м с севера на юг) поставили крышу и превратили в выставочный зал. 6000 воинов стоят здесь, формируя боевой порядок прямоугольника: впереди - три ряда лучников (210 воинов), за ними - основная армия солдат, одетых в броню, с копьями, топорами и другим холодным оружием на длинных древках, сопровождают их 35 колесниц с лошадьми. Все позы, все жесты воинов в точности соответствуют древней китайской книге об искусстве войны. Многие из них носят настоящее оружие двухтысячелетней давности (мечи и стрелы до сих пор острые, их только покрыли современным антикоррозийным покрытием). В 1976 году во втором помещении были раскопаны еще 1000 солдат, в третьем - только 68 и одна колесница. Предполагается, что воины в третьем помещении стоят на командном пункте, который управляет порядками в первом, во втором и, возможно, в остальных пока нераскопанных подземных помещениях. Археологи считают, что в окрестностях усыпальницы Цинь Шихуана под землей стоит еще большая армия, вот только на ее раскопки уйдут десятилетия.

Великая мечеть Сианя/西安大清真寺

Большая сианьская мечеть — первая во Внутреннем Китае мечеть, построенная приезжими арабами в правление императора Сюаньцзуна (династия Тан) в столичном городе Чанъань (ныне Сиань).

Согласно одной из версий, нынешнее здание мечети воздвигнуто в XIV в. на средства знаменитого мореплавателя Чжэн Хэ. Впоследствии не раз обновлялось. В настоящее время площадь мечети превышает 12000 кв. м. Особенность мечети — её китайская архитектура с некоторыми исламскими элементами.

Лоян/洛阳

Город Лоян находится в западной части провинции Хэнань, и в центральной части равнины, поэтому называется городом "в середине Поднебесной". Лоян является одним из самых важных очагов зарождения китайской цивилизации. Имя свое город получил от реки Лохэ (洛河), на северном берегу которой он находится.

В истории употреблялись ещё названия Лои (洛邑), Лочжоу (洛州), город называли в литературе Дунду (東都 — восточный город), Сицзин (西京 — западная столица), Цзинло (京洛 — основная столица), однако Лоян — самое употребительное имя города.

Лоян - очень древний город, он был внесен в первый же список исторических, культурных городов Китая и список семи древних столиц Китая, опубликованный Госсоветом.

Лоян, начиная с первой династии Китая - династии Ся, 13 раз становился столицей государства. В эпоху династии Суй и Тан население города уже насчитывало более миллиона человек, в то время город был одним из самых оживленных городов мира.

Окрестности современного Лояна были заселены в глубокой древности. В 2070 до н. э. правитель династии Ся Тай Кан переместил столицу к месту, где в реку Лохэ впадает река Ихэ, город был назван Чжэньсюнь (斟鄩). В XVI век до н. э. шанский правитель Тан, победив Ся, основал свою столицу Хао (西豪) в местности, соответствующей Шисянгоу в уезде Яньши.

Город построил Чжоу-гун (周公) — основатель династии Чжоу в XI веке до н. э.. Город заселила аристократия прежней династии Шан, и город был назван Чэнду. С 770 до н. э. город стал императорской столицей Чжоу. В 510 до н. э. город был разрушен в междоусобицах, но за год отстроен заново по повелению императора.
В 25 н. э. Лоян стал столицей восстановленой Восточной династии Хань, город был также столицей династий Вэй и Цзинь (265-420). Династия Цзинь пала под натиском варваров, город был почти полностью разрушен, а столица перенесена в Нанкин.

В 68 году в городе был основан Храм Белой Лошади — первый буддийский храм в Китае. Храм сохранился до сих пор, однако в 1500 он был полностью перестроен. Первым монахом, проповедавшим буддизм в Лояне, был Ань Шикао.

В 190 году во время жестокой междоусобной войны войска канцлера Дун Чжо заняли город, который был ими разграблен и разрушен, аристократия бежала в Чанъань, собирая ополчение против Дун Чжо.

В 493 году император династии Северная Вэй снова перенёс столицу в Лоян. Тогда был построены знаменитые Пещеры Лунмэнь. В этих пещерах помещалось более 30 тысяч статуй Будды.

Символом города является цветок пион, с которым связывают красоту и богатство. Как гласит легенда, императрица повелела отправить этот цветок в ссылку, так как он зацвел зимой. Поэтому ежегодно в середине апреля устраивается Фестиваль пионов, привлекающий специалистов и туристов со всего мира.

Храм Белой лошади/白馬寺

Храм Белой Лошади - самый древний буддийский храм Китая. Он находится в 13 км к востоку от Лояна. Легенда гласит, что белые лошади принесли в Китай священные писания в 68 году н.э. Отсюда и пошло название храма, этим и объясняется наличие изящных статуй лошадей.

В те далекие времена буддизм в Индии и Непале уже достиг своего апогея, а в Китае об этой религии еще и не ведали. Вначале были воздвигнуты статуи лошадям и монахам, привезшим буддизм на эту землю, а позже начали строительство самого храма. Оно продолжалось несколько лет.

Большинство статуй храма Белой лошади относится ко времени правления Династии Юаня и господства монголов в Китае. Внутри комплекса царит мир и тишина, в тени шелестящей листвы находится статуя Sakyamuni. Баймасы - один из немногих и поныни действующих старинных храмов, что делает его особенно привлекательным.

Там живут около 60 буддийских монахов. В храме проводят соответствующие ритуалы (горят свечи, экзотические фрукты лежат на древних алтарях). Этот факт должен быть с уважением понят туристами, которые придут полюбоваться святыней.

Шаолинь/少林寺

К юго-востоку от Лояна, вблизи городка Дэнфэн, находится знаменитый монастырь Шаолинь. Это "родина" чань-буддизма и самый известный в Китае центр боевых искусств. Датой основания считают 495 г., когда здесь поселился индийский монах, последователь чань-буддизма. А позже здесь же проповедовал свое учение монах Бодхидхарма. В 20 в. монастырь был почти полностью разрушен и восстановлен лишь частично. За монастырской стеной высится впечатляющий Лес Пагод (Та Линь) - где сохранилось свыше 260 надгробных ступ настоятелей монастыря. Каменные пагоды, относящиеся к 9-19 вв., свидетельствуют о стилевых изменениях разных эпох. Монахи Шаолиня, постоянно совершенствующие искусство у-шу, помогли императору разгромить армию мятежников, за что монастырю было присвоено почетное звание "Первого монастыря Поднебесной". (Об этом монастыре мы расскажем в отдельной статье)

Гроты Лунмэня

Гроты Лунмэня один из трех крупнейших пещерно-храмовых ансамблей Китая. После переноса в 494 г. резиденции правителей династии Вэй, здесь, за пределами нового города, в песчаниковых скалах возник буддийский пещерный монастырь. На протяжении 4 веков ремесленники высекали в гротах Лунмэня все новые и новые изваяния и рельефы. Увы, в годы преследований буддистов в IX в., началась и история их разрушений. Затем свое губительное слово сказала и эрозия мягкого камня, и грабительские набеги западных коллекционеров, и вандализм хунвэйбинов в годы «культурной революции». Гроты - это свидетельство созидательности буддийского искусства. В них и по сей день сохранилось более 2100 киотов, 43 пагоды, более 100 тысяч изображений святых, 3600 надписей на камне.

Пещера Подземных Ручьев (Цяньси-дун) характерна для искусства эпохи Тан (VII в.). Здесь, как и в большинстве композиций того времени, в центре высится Будда Амитабха, а по обе стороны от него - изваяния его любимых учеников Ананды и Касьяпы, двух Бодхисатв, и двух стражей Неба. В гроте Биньян (начало VI в.), состоящем из трех частей, вокруг статуи исторического Будды с поднятой в знак защиты рукой находятся изваяния 10 бодхисатв. Наиболее частый элемент орнаментов - лотос, буддийский символ чистоты. Очень интересны и изображения апсар (apsara) - небесных танцовщиц, выполненные более скромно по сравнению с изображениями апсар эпохи Тан. Грот Десяти Тысяч Будд (Ванъфодун), если верить надписи на его потолке, 1 возник в 680 г. Гуанъинь, Богиня Милосердия, указала людям путь к пещере, на стенах которой находилось свыше 10 тыс. небольших изваяний Будды. На другой стене высечены 54 цветка лотоса с изображениями бодхисатв.

17-метровая статуя Будды у входа в пещеру Фэнсяньсы (Кумирня встречи со святыми, конец VII в.) выглядит особенно, величественно. В старину ее закрывал деревянный храм. Пещера связана с именем императрицы У Цзэтянь, единственной женщины, официально занимавшей трон китайских императоров. Лик Будды имеет некоторое сходство с ней.

Нанкин/南京

Наньцзин, Нанкин, столица Провинции Китая - Цзянсу, и город с выдающимся местом в китайской истории и культуре. Наньцзин (буквально: "Южная столица"), служил столицей Китая в течение нескольких исторических периодов, и считается одной из Четырех Великих Древних Столиц Китая. Нанкин - также один из пятнадцати подпровинциальных городов в административной структуре Народной Республики Китай, обладая подведомственной и экономической автономией немного меньше, чем автономные регионы (Макао и Гонконг).

Расположенный в нижнем бассейне Реки Янцзы, Нанкин всегда был одним из самых важных городов Китая. Кроме того, что город был столицей Китая во времена правления шести династий и Китайской республики, Нанкин также служил национальным центром образования, исследования, транспортировки и туризма на протяжении всей истории города. С городским населением более чем пять миллионов человек Нанкин второй по величине коммерческий центр в восточной области Китая, после Шанхая. Наньцзин обеспечен богатыми природными ресурсами, которые включают больше чем 40 видов полезных ископаемых, среди которых железо, стронций и запасы серы. Наньцзин также обладает богатыми водными ресурсами, и от Янцзы и от запасов грунтовых вод.

Наньцзин был одним из самых ранних городов в южной китайской области. Согласно легенде, Фу Чаи, правитель Ву, основал первый город, Юченг в современной Наньцзинской области в 495 году до н.э. Позже в 473 году до н.э., государство Йе завоевало Ву и построило город Юченг в предместьях современных Ворот Жонгуа. В 333 году до н.э., после разрушения государства Йе, государство Чу построило свой город Джинлин в северо-западной части современного Нанкина. С тех пор, в городе были проведены многочисленные реконструкции и разрушения. Наньцзин сначала стал столицей в 229 году нашей эры, когда Сунь Куан, правитель царства Ву во время периода Трех Царств переместил свою столицу в Джанье. После вторжения Ву Ху, дворяне и богатые семьи династии Цзинь убежали через реку Янцзы и сделали Наньцзин столицей. Первый император Династии Минь Жу Юанжанг, который сверг Династию Юань, восстановил Нанкин и сделал его столицей Китая в 1368 году. Он построил то, что было самой длинной городской стеной в мире в то время. 200 000 чернорабочих и 21 год потребовались, чтобы закончить этот проект.

Будучи одной из четырех древних столиц Китая, Наньцзин всегда был культурным центром, привлекающим ученых и просвещенных людей со всех уголков Китая. Во время династий Тан и Синь, Наньцзин был местом, где поэты писали и составляли свои стихи, напоминающие о его роскошном прошлом. Сегодня, с длительной культурной традицией и сильной поддержкой от местных образовательных учреждений, Наньцзин обычно считается “городом культуры” и одним из самых лучших городов для жизни в Китае. Галерея Искусства Цзянсу - наибольшая галерея в Области Цзянсу, представляет некоторые из лучших традиционных и современных художественных экспонатов в Китае; у многих других галерей меньшего масштаба, таких как Красный Сад Искусства и Каменная Галерея, также есть свои собственные специальные выставки. В Нанкине находятся некоторые из самых старых и самых лучших музеев в Китае. Наньцзинский Музей, прежде известный как Национальный Центральный Музей, является первым современным музеем и остается одним из ведущих музеев в Китае. Другие музеи включают Китайский Музей Современной Истории, расположенный в Президентском дворце, Городской Музей Наньцзина, Музей Истории Королевства Тайпинг, Наньцзинский Музей Традиций, Наньцзинская Городская стена - Культурный Музей.

Нанкинский музей/南京博物院
Сайт музея

Нанкинский музей расположен у подножья горы Цзыцзинь. Он был построен в 1933 году. Первым директором музея был Цай Юаньпэй (1876-1940), знаменитый китайский ученый и общественный деятель в период Движения за Новую Культуру в начале 20-го века. В музей в настоящее время представлены экспонаты, демонстрирующие 5000 лет истории Китая.

Тут можно посмотреть слайд-шоу по достопримечательностям Нанкина

Городская стена Нанкина/南京城墙

Общая протяженность городской стены в Нанкине 33,676 км. Она была построена в период с 1366 по 1386 в эпоху Мин. Ее средняя высота 12 м. Включает она 13,616 амбразур и 200 укрытий для солдат. Основание стены, главным образом, выполнено из гранита. Стена была построена в соответствии с топографическими особенностями местности.

Нанкинский мост через Янцзы/南京长江大桥 был жизненно необходим, чтобы связать север и юг Китая. До тех пор, пока не построили мост, приходилось пользоваться паромной переправой.

Озеро Сюаньу /玄武湖/

Площадь озера Сюаньу (Черного Воина - духа севера в даосизме) составляет 444 га.Оно занимает большую часть города. Можно побродить вдоль его берегов или взять лодку и доплыть до лесистых островов озера, где разместились чайные, зоопарк и детские аттракционы. Пять островов озера соединены между собой дамбой. Тропа у озера идет вдоль сохранившихся участков городской стены.

Кайфын/Кайфэн/开封

Кайфын (ранее также Бяньлян (汴梁 / 汴樑, пиньинь Biànliáng), Бяньцзин (汴京, пиньинь Biànjīng), Далян (大梁 / 大樑, пиньинь Dàliáng), также сокращённо Лян (梁 / 樑, пиньинь Liáng) был столицей семи династий; период его наибольшей славы пришелся на Северную Сун (960— 1127). Город является центром еврейской диаспоры в Китае. Вероятно, еврейские купцы пришли в Китай по Великому Шелковому пути в те времена, когда Кайфын был столицей империи.

Основание города относится к 364 до н. э., он был построен как столица царства Вэй (魏); в Период Сражающихся царств (Чжаньго) город назывался Далян. В это время вокруг города было построено большое количество ирригационных каналов, которые соединялись с бассейном Хуанхэ. Когда государство Вэй было завоёвано царством Цинь, город был разрушен и покинут, на его месте остался средних размеров ярмарочный центр.

Почти через тысячу лет, в начале VII века, Кайфэн приобрёл торговое значение, когда он стал связан с Великим Китайским каналом, который обеспечивал сообщение и доставку продовольствия с запада провинции Шаньдун.

В эпоху Тан в 781 город был перестроен и получил название Бянь (汴) В Период пяти династий Бянь был столицей государств Поздняя Цзинь (936—947), Поздняя Хань (947—950) и Поздняя Чжоу (951—960). Во время династии Сун (после 960) Бянь вновь стал столицей и стал расти.

Как сунская столица Кайфэн значительно укрепился, население достигло 400 000 человек, по обе стороны от городской стены. Город страдал от эпидемий тифа.

В 1044 была построена Железная пагода (佑國寺塔 или 鐵塔) высотой около 55 м. Эта пагода пережила многочисленные природные катастрофы — разрушительные землетрясения и наводнения, пережила войны и остаётся одной из старейших достопримечательностей города. Пагода Бо-Та (繁塔) 974 находится в полуразрушенном состоянии.

Примечательным сооружением является Часовая башня, которая использовалась как обсерватория, её построил выдающийся инженер и учёный Су Сун (1020—1101). Эта башня покрыта вращающейся сферой с гидравлическим приводом (с использованием водяного колеса). Водяные часы на этой башне были снабжены механизмом на цепной передаче, который был изобретён на двести лет раньше, чем в Европе.

В XI веке город вырос и сосредоточил в себе торговлю и промышленность страны, здесь пересекались четыре основных канала. Теперь город окружали три кольца стен, население оценивают в 600—700 тысяч человек.

По некоторым оценкам Кайфэн с 1013 по 1127 был самым большим городом в мире. В 1127 чжурчжэни смогли завоевать город и основали династию Цзинь (1115—1234). Хотя город сохранял важное значение, только центр за внутренней стеной остался заселённым, остальные части города были покинуты.

С 1157 (по другим источникам с 1161) Кайфэн стал южной столицей чжурчжэней, город был перестроен. До 1214 главная столица оставалась на севере, но в 1214 двор был перенесён в Кайфэн во время монгольского нашествия. В 1234 под давлением монголов и сунских войск город пал, монголы заняли Кайфэн, а в 1279 они покорили весь Китай.

В начале династии Мин (1368) Кайфэн стал столицей провинции Хэнань.

В 1642 город затопило водами Хуанхэ, когда минская армия открыла дамбы, чтобы предотвратить восстание Ли Цзычэна. После наводнения город снова был покинут.

Во время династии Цин император Канси в 1662 восстановил город. В 1841 город был разрушен ещё одним наводнением и восстановлен в 1843. Современный город сформировался после этого строительства.

Кайфын — привлекательный город, в котором находятся несколько архитектурных памятников.

Большинство исторических достопримечательностей расположены в пределах городских стен. Храм Сянго на улице Цзылу, основан в 555 г., считался главным храмом Китая, когда Кайфын был столицей Северной Сун. Он был полностью разрушен в 1642 г., когда были открыты шлюзы и плотины, сдерживающие Хуанхэ, чтобы противостоять нашествию маньчжуров. Храм был перестроен маньчжурскими победителями и ныне является центром города.

В колокольне храма хранится бронзовый колокол. Интересна статуя сторукой богини сострадания и милосердия Гуаньинь, находящаяся позади храма, которая вырезана из цельного куска дерева гинкго.

Примерно в полумиле западнее, на Дачжифанцзе находится небольшой даосский Храм Яньцин, сильно разрушенный наводнением Хуанхэ. Правда, Павильон Нефритового Императора (верховного божества даосов) сохранился.

В северо-восточной части города стоит Кайфынская Железная пагода (Тета). Эта стройная кирпичная башня облицована особой черепицей, имеющей металлический блеск, что делает ее похожей на железную.

Храм, в котором была эта пагода, не сохранился. Вы можете подняться наверх пагоды и на-сладиться видом города, который предстает как на ладони.

Интересен Павильон Дракона, который стоит в парке Лунтин в северо-западной части го-рода. До него можно дойти пешком по отреставрированному Императорскому Пути (Сунду Чжэнцзе), который был главной магистралью Сунской столицы.

Еврейская община Кайфына проводила богослужения в Синагоге (Ютай Цзяотан), от которой ничего не уцелело, кроме трех стел, которые хранятся в Кайфынском музее (Инбиньлу). Синагога находилась рядом, на Бэйсинтуцзе.

Аньян/安阳

Город Аньян расположен на севере провинции Хэнань, у восточных отрогов гор Тайханшань. Граничит с провинциями Хэбэй и Шаньси /Северный Китай/
Городу административно подчиняются 4 района, 4 уезда и 1 город уездного значения. Население -- 1,01 млн чел.

Уже к 14 веке до нашей эры Аньян столицей. В то время 20-й император династии Шан Ван Пангын перенес столицу в местечко Ин (месторасположение сегодняшней деревеньки близ города Аньян в провинции Хэнань. Правители этой династии развернули большое строительство, благодаря чему эта деревенька превратилась в большой столичный город. После правления династии Шань, Аньян по-прежнему много раз становился столицей, однако большого успеха в строительстве города не произошло. В результате долгих продолжительных войн этот древний город давно превратился в руины. После эпохи Сун в этих местах постоянно обнаруживаются следы культуры и градостроительства времен Ин. Только после ряда крупных археологических раскопок, предпринятых после создания Нового Китая, была наконец-то составлена полная картина масштабов города и его планировки. Сейчас эти знаменитые руины известны как инские руины.

Инские руины находятся на берегу Хэншуй, примерно в километре от города Аньян. В самом широком, с запада на восток месте, руины в длину имеют 10 км, а в направлении с севера на юг самое широкое место - 5 км, площадь руин - более 24 кв.км. в бассейне этого района обнаружено 50 остатков развалин дворцовых и жилищных построек.

На основании раскопок можно твердо утверждать о зрелом уровне в области градостроительства того времени. Планировка дворцовых покоев, жилищ простолюдин, мастерских и кладбищ была довольно совершенна. Архитектура дворцовых палат отличалась масштабностью и роскошью убранства, размеры самых больших палат достигали 400 кв.метров, а утрамбованный фундамент - около 2-х метров толщины. Все это свидетельствует о том, что древний город Ин имел хорошую планировку и сравнительно высокий уровень архитектурного строительства.

В 2006 г. ЮНЕСКО внесла Иньсю с ее остатками дворцовых и храмовых зданий, многочисленных жилищ, а также архивом гадательных надписей в Реестр мирового культурного наследия.

Название сегодняшнего города появилось в 257 г. до н.э. В 1949 г. Аньян стал городом тогдашней провинции Пинюань, затем, начиная с конца ноября 1952 г., после упразднения этой провинции Аньян стал подчиняться провинции Хэнань.

На этой страничке собраны ссылки на все материалы портала, которые описывают государственные образования, когда-либо существовавшие на территории современного Китая (или подчинявшиеся ему). Сначала идут описания государственных образований по мере их смены, причем, они сгруппированы в несколько тем. Затем, в специальном разделе описываются династии, порой с включением иллюстраций и элементов генеалогических таблиц, а в самом конце читатель найдет ссылки на хронологические таблицы за все века.

Ранние китайские государства

Династия Чжоу

Отдельные княжества и царства, образовавшиеся в результате распада царства Чжоу .

Династия Хань , 206 г. до н. э. - 220 г. н. э.

Период «троецарствия» (Сянь Го), 220-280 гг.

Период «Южных и Северных династий» (Нань бей чао)

Династия Суй, 581-618 гг.

Основатель династии Ян Цзянь был военачальником в Северном Чжоу. В 581 году во время мятежа он захватил власть, а затем уничтожил весь род Юйвэнь. В 589 году империя Суй подчинила себе и Южный Китай, завершив объединение страны.

Вэнь-ди (Ян Цзянь) 581-604

Ян-ди (Ян Гуан) 605-617

Гун-ди (Ян Ю)  617-618

В результате восстания династия пала. Последний император бежал на юг, но вскоре был там убит. В стране началась борьба за власть, в которую вступили как многочисленные принцы дома Суй, так и отдельные крупные феодалы - правители пограничных округов, имевшие в своём подчинении вооружённые отряды.

Династия Тан, 618-907 гг.

Родовой фамилией династии была Ли. По легендам, её прародителем был Лао-цзы, основатель даосизма. А в историческое время фамилия Ли принадлежала к китайской служилой знати. Члены рода верно служили императорам Тоба Вэй, получали высокие должности и чины (в частности титул Тан-гун). Отец основателя династии Ли Юаня Ли Ху был назначен наместником области Тайюань. Ли Юань наследовал в наместничестве отцу.

Когда началось восстание против владычества Суй, Ли Юань, включив в состав своих войск тюркскую конницу, выступил на помощь императору. Но после взятия его войсками столицы государства, города Чанъань, Ли Юань, узнав, что император убит, изменил свои планы и провозгласил императором себя, назвав свою династию Тан.

Война с другими претендентами на престол продолжалась до 628 года. В 626 году Ли Юань добровольно (или не очень) уступил престол своему младшему сынуЛи Ши-миню, талантливому полководцу и правителю.

Гао-цзу (Ли Юань) 618-626

Тай-цзун (Ли Ши-минь) 627-649

Гао-цзун (Ли Чжи) 650-683

Чжун-цзун (Ли Сянь) 684

Жуй-цзун (Ли Дань) 685-690

Цзя-тянь (У-хоу) (императрица, низложила дом Тан и провозгласила династию Чжоу, но после её смерти династия Тан была восстановлена на троне) 690-705

Чжун-цзун (вторично) 705-709

Жуй-цзун (вторично) 709-712

Сюань-цзун (Ли Лун-цзи) 712-756

Су-цзун (Ли Хэн) 757-761

Дай-цзун (Ли Юй) 762-779

Дэ-цзун (Ли Го) 790-804

Шунь-цзун (Ли Тун) 805

Сянь-цзун (Ли Чунь) 806-820 

Му-цзун (Ли Хэн) 821-824

Цзин-цзун (Ли Чжань) 825-826

Вэнь-цзун (Ли Ан) 827-840

У-цзун (Ли Янь) 841-846

Сюань-цзун (Ли Чжэнь) 847-859

И-цзун (Ли Цуй) 860-873

Си-цзун (Ли Сюань) 874-888

Чжао-цзун (Ли Е) 889-904

Чжао-сюань (Ай-ди, Ли Чжу) 905-907

В конце IX века в Китае вспыхнула крестьянская война. Сил для её подавления у правительства не было. В январе 881 года повстанцы вступили в столицу государства город Чанъань и провозгласили своего предводителя Хуан Чао императором. Новая династия была названа Да Ци. Но Хуан Чао не сумел добиться окончательной победы.

Танский император со своей семьёй бежал на юг. По его призыву феодалы собрали значительные силы, призвали на помощь кочевников, среди которых самую активную роль сыграли тюрки- шато, и нанесли армиям восставших несколько поражений. Хуан Чао, попав в окружение, покончил с собой. Его племянник Хуан Хо сражался до 901 года, но в конце концов и он был разбит и погиб.

Танский император вернулся в Чанъань, но он уже не имел прежней власти. Командиры карательных отрядов, усмирителей восстания, стали реальными хозяевами страны. А вскоре между ними началась борьба за власть. Китай фактически распался на несколько самостоятельных государств и более мелких владений. В китайской историографии периоде 906 по 960 год получил название «Пяти династий и десяти царств».

Период «Пяти династий и десяти царств» (У-дай), 906-960 гг.

Династия Сун, 960-1279 гг.

Основатель династии Чжао Куан-инь командовал гвардией в государстве Поздняя Чжоу. После внезапной смерти императора Чай Жуна гвардейцы провозгласили его императором. История династии Сун делится на два периода - Северная Сун (960- 1126) и Южная Сун (1127-1279). Родовая фамилия - Чжао. Правители этой династии сумели объединить под своей властью весь Китай.

Северная (Бэй) Сун, 960-1126 гг.

Тай-цзу (Чжао Куан-инь) 960-975

Тай-цзун (Чжао Цзюн или Куан-и) 976-997

Чжэнь-цзун (Чжао Чжао-хэн) 998-1022

Жэнь-цзун (Чжао Чжэнь) 1023-1063

Ин-цзун (Чжао Шу) 1064-1067

Шэнь-цзун (Чжао Сю или Сюй) 1068-1085

Чжэ-цзун (Чжао Сю) 1086-1100

Хуэй-цзун (Чжао Цзи) 1101-1125

Цинь-цзун (Чжао Хэн) 1126

Хуэй-цзун и его сын Цинь-цзун были захвачены в плен чжур- чжэнями. Цинь-цзун умер в плену, а Хуэй-цзуна в 1161 году казнили.

Южная (Нань) Сун, 1127-1279 гг.

Весь север Китая был захвачен чжурчжэнями. Далее династия Сун правила только на юге страны. Императором там был провозглашён один из членов сунского дома.

Гао-цзун (Чжао Гоу) 1127-1162

Сяо-цзун (Чжао Шэнь) 1163-1189

Гуан-цзун (Чжао Дунь) 1190-1194

Нин-цзун (Чжао Ко) 1195-1224

Ли-цзун (Чжао Юнь) 1225-1264

Ду-цзун (Чжао Ци) 1265-1274

Гун-цзун (Чжао Сянь) 1275-1276

Дуань-цзун (Чжао Ши) 1277

Ди Бин (Чжао Бин) 1278-1279

Династия Сун пала в результате вторжения армий монголов, хан которых Хубилай провозгласил себя китайским императором, назвав свою династию Юань.

Династия Юань, 1279-1368 гг.

Ши-цзун (Хубилай) 1279-1294

Чэн-цзун (Темюр-олджейтю) 1294-1307

У-цзун (Кайшан-Гюлюк) 1307-1311

Жэнь-цзун (Айурпарибхадра) 1311-1320

Ин-цзун (Сидцхипала Гегеен) 1320-1323

Тай-дин-цзун (Есюн-Темюр) 1323-1328

Ю-чжу (Арибага) 1328

Вэнь-цзун (Джиджагату Ток-Темюр) 1328-1329

Мин-цзун (Кушила Кутукту) 1329-1332

Вэнь-цзун (Тог-Темюр) 1329

Нин-цзун (Ринчендпал) 1332

Хуэй-цзун (Тоган-Темюр) 1332-1370

Со времени завоевания Китая монголами там не прекращались выступления против захватчиков. Часто они перерастали в крупные восстания. Но до поры до времени монголам удавалось с ними справляться.

Во второй половине XIV века восстания «красных войск» охватили большую часть страны, хотя единого командования не существовало. Один из крупных отрядов в провинции Аньхуй возглавлял Го Цзы-син. К нему со своим небольшим отрядом присоединился Чжу Юань-чжан. После смерти Го Цзы-сина в 1355 году, Чжу Юань-чжан принял командование над всем отрядом. Свою ставку он расположил в Нанкине, откуда и продолжил борьбу - как против монголов, так и против своих соперников, командиров других повстанческих армий. Постепенно весь юг Китая подчинился его власти, а сам Чжу Юань-чжан принял титул вана. В 1368 году его отряды заняли Пекин и окончательно изгнали монголов.

Династия Мин, 1368-1644 гг.

Чжу Юань-чжан происходил из семьи крестьян. Но его родители умерли во время эпидемии, когда он был ещё совсем юным. Он на какое-то время стал буддийским монахом, собиравшим подаяние.

Тай-цзу (Чжу Юань-чжан, Хунъу) 1368-1398

Хуэй-ди (Чжу Юань-вэнь, Цзянь Вэнь) 1399-1402

Чэн-цзу (Чжу Ди, Юнлэ) 1403-1424

Жэнь-цзун (Чжу Гао-чжи, Хунси) 1425

Сюань-цзун (Чжу Чжань-цзи, Сюань-дэ) 1426-1435

Ин-цзун (Чжу Ци-чжэнь, Чжэн-тун) 1436-1449

Цзин-цзун (Чжу Ци-юй, Цзин-тай) 1450-1457

Ин-цзун (вторично, Тянь-шунь) 1458-1464

Сянь-цзун (Чжу Цзянь-шэнь, Чэн-хуа) 1465-1487

Сяо-цзун (Чжу Ю-чжэн, Хун-чжи) 1488-1505

У-цзун (Чжу Хоу-чжао, Чжук-де) 1506-1521

Ши-цзун (Чжу Хоу-цзун, Цзян-зин) 1522-1566

Му-цзун (Чжу Цзай-хоу, Лун-цин) 1567-1572

Шэнь-цзун (Чжу И-цзюнь, Вань-ди) 1573-1620

Гуан-цзун (Чжу Чан-ло, Тай-ган) 1620

Си-цзун (Чжу Ю-цзяо, Тань-ци) 1621-1627

Сы-цзун (Чжу Ю-цзянь, Чун-чжэнь) 1628-1644

В Китае вспыхнуло мощное крестьянское восстание. Последний император покончил с собой, узнав о поражения правительственных войск от армии повстанцев, предводитель которых Ли Цзы-чэн после занятия столицы государства, города Пекина, был провозглашён императором. На юге страны, в Нанкине, императором провозгласили члена императорского минского дома Чжу Ю-суна (династия Южная Мин).

Командующий северной армией, воевавшей с маньчжурами, У Сань-гуй заключил с ними союз для подавления восстания. В 1644 году маньчжуры вторглись на территорию Китая и быстро заняли Пекин. Это событие считается концом Минской династии в Китае, хотя война до полного подчинения страны маньчжурам продолжалась ещё почти сорок лет. Последние очаги сопротивления были подавлены только в 1683 году.

Династия Южная (Нань) Мин, 1645-1662 гг.

Фу-ван (Чжу Ю-сун) 1645

Тан-ван (Чжу Юй-цзянь) 1645-1646

Гуй-ван (Чжу Ю-лан) 1647-1662

В 1662 году У Сань-гуй, ставший правителем Юго-Западного Китая, казнил последнего императора Южной Мин.

Династия Цинь, 1636/1644-1911/1912 гг.

Чжурчжэньская империя Цзинь, занимавшая территории Маньчжурии и Северо-Восточного Китая, была уничтожена войсками монголов в первой половине XIII века. Чжурчжэни, жившие в Китае, были истреблены. Но собственно чжурчжэньские племена сохранились и продолжали обитать в местах своего первоначального расселения в Маньчжурии.

После изгнания монголов из Китая правители новой китайской династии Мин на принадлежащих им землях в Маньчжурии образовали три военных округа - Хайси, Цзяньчжоу и Ежэнь. Начальниками округов назначались местные чжурчжэньские вожди. Это были полунезависимые правители, во внутренних делах обладавшие полной самостоятельностью.

В 1559 году начальником округа Цзяньчжоу назначили Нурха- ци. Он сумел объединить чжурчжэней под своей властью, в 1609 году отказался посылать дань в Китай, а в 1616 году провозгласил себя ханом, назвав свою династию Позднее (Хоу) Цзинь, подчёркивая этим преемственность своей власти от прежних чжур- чжэньских императоров. Нурхаци и его преемник Абаха завоевали значительную часть Китая, подчинили территории монгольских княжеств, поставили в вассальную зависимость Корею. В 1636 году Абаха провозгласил себя императором, приняв китайский титул хуанди. Он также переименовал свою династию, назвав её Цин. Народ чжурчжэней с этого времени получил новое название маньчжуров. Родовая фамилия династии - Тун.

Нурхаци-хан (Тай-цзу) 1559-1626

Абага-хан (Тай-цзун) 1627-1643

Ши-цзу (Фулинь, Шунь-чжи) 1644-1661

Шэн-цзу (Сюань Е, Кан-си) 1662-1722

Ши-цзун (Инь Чжэн, Ю-чжан) 1723-1735

Гао-цзун (Хун Ли, Цян-лун) 1736-1796

Жэнь-цзун (Юн Янь, Цзя-цин) 1797-1820

Сюань-цзун (Минь Нин, Дао-гуан) 1821-1850

Вэнь-цзун (И Чжу, Сянь-фэн) 1851-1861

Му-цзун (Цзай Чунь, Тун-чжи) 1862-1875

Дэ-цзун (Цзай Тань, Гуан-сюй) 1876-1908

Пу И (Сюань Тун) 1909-1911

В результате революции монархия в Китае была упразднена. 12 февраля 1912 года малолетний император Пу И отрёкся от престола.

В 1932 году Япония оккупировала северо-восточный Китай и создала на территории Маньчжурии марионеточное государство Маньчжоу-Го. Пу И был объявлен императором этого государства. В 1945 году его арестовали советские десантники. В 1950 году он был передан властям КНР и до 1959 года содержался в тюрьме. Умер Пу И в 1967 году в Пекине.

«Варварские» государства , существовавшие на территории Китая в IV-VI веках.

Наньчжао [Нань (Южное) Чжао].

Династии (отдельно)

Лу , китайская княжеская династия, правившая в 1122-248 гг. до Р. Х. в княжестве Лу, ветвь Чжоу.

Лян , императорская династия, правившая в 502-557 гг. в Южном Китае.

Лян Западная , китайская династия, правившая в 400-423 гг. в северокитайском царстве Западное Лян.

Лян Западная (II) , китайская императорская династия, правившая в 555-587 гг. в Юго-Западном Китае.

Лян Поздняя , динская династия, правившая в 386-403 гг. в северокитайском царстве Позднее Лян.

Лян Ранняя , династия, правившая в 313-376 гг. в северокитайском княжестве Раннее Лян.

Лян Северная , хуннская династия, правившая в 397-439 гг. в северокитайском царстве Северное Лян.

Лян Южная , сяньбийская династия, правившая в 397-414 гг. в северокитайском царстве Южное Лян.

Суй , династия, правившая в 581-618 гг.

Сун , китайская княжеская династия, правившая в 1110-282 гг. до Р. Х.

Сун Ранняя , императорская династия, правившая в 420-479 гг. в Южном Китае.

Ся , Мифическая императорская династия, правившая в Китае в 2205-1765 гг. до Р. Х.

Ся (II) , хуннская династия, правившая в 407-431 гг. в северокитайском царстве Ся.

Тюрок каганы , династии, правившие в 545-658 гг. у тюрок (Монголия, Северо-Западный Китай, Казахстан, Средняя Азия).

У (I) , княжеская династия Китая, правившая до 473 г. до Р. Х., ветвь Чжоу.

У (II) , китайская царская династия, правившая в 222-280 гг. в царстве У (период Троецарствия).

Хань , китайская княжеская династия, правившая в 403-230 гг. до Р. Х.

Хань Восточная , китайская императорская династия, правившая в 25-220 гг.

Хань Западная , китайская императорская династия, правившая в 206 г. до Р. Х. - 8 г.

Хань Северная , хуннская династия, правившая в царстве Северная Хань (Раннее Чжао) в 304-329 гг.

Цай , китайская княжеская династия, правившая в 1122-447 гг. до Р. Х. в княжестве Цай, ветвь Чжоу.

Цао , Китайская княжеская династия, правившая в 1122-487 гг. до Р. Х. в княжестве Цао, ветвь Чжоу.

Цзинь , Китайская княжеская династия, правившая в 1110-376 гг. до Р. Х., ветвь Чжоу.

Цзинь Восточная , императорская династия, правившая в 317-420 гг. в Южном Китае.

Цзинь Западная , китайская императорская династия, правившая в 266-316 гг.

Ци (II), Императорская династия, правившая в 479-502 гг. в Южном Китае.

Ци (2), китайские княжеские династии, правившие в 1122-221 гг. до Р. Х. в княжестве Ци.

Ци Северная , династия, правившая в 550-577 гг. в северокитайской империи Северная Ци.

Цинь , княжеская, царская и императорская династия Китая, правившая в IX-III вв. до Р. Х.

Цинь Западная , сяньбийская династия, правившая в 385-431 гг. в северокитайском царстве Западное Цинь. Западное Цинь со столицей в Юншичуани - одно из варварских царств, образовавшееся в 385 г. в Северном Китае, после распада Раннего Цинь. Основателем его был один из сяньбийских племенных вождей Цифугожэнь. Государство просуществовало 46 лет и было завоевано в 431 г. царством Ся.

Цинь Поздняя , цинская династия, правившая в 384-417 годах в северокитайском царстве Поздняя Цинь.

Цинь Ранняя , дийская династия, правившая в 351-395 гг. в северокитайском царстве Раннее Цинь.

Чжао , китайская княжеская династия, правившая в 403-222 гг. до Р. Х.

Чжао Поздняя , Цзейская династия, правившая в 319-352 гг. в северокитайском царстве Позднее Чжао.

Чжоу , китайская императорская династия, правившая в 1122-249 гг. до Р. Х.

Чжоу Северная , династия, правившая в 557-581 гг. в северокитайской империи Северная Чжоу.

Среднестатистический человек мало что знает о Китае. С ходу сможет назвать качество китайских товаров, Великую китайскую стену и, пожалуй, то, что это самая населённая страна в мире. Мало кто знает, что история этого государства насчитывает несколько тысяч лет и имеет много страниц, на которых с восторгом можно задержаться. Сегодня мы поговорим о правителях этой страны. Список императоров Китая, внесших огромный вклад в историю страны, выглядит так:

  • Цинь Шихуанди.
  • Ян Ди.
  • Ли Шиминь.
  • Юнлэ.
  • Канси.

Начало шествия к величию

До 221 года до нашей эры не существовало такой страны как Китай, а было 6 графств: Хань, Вэй, Чу, Чжао, Янь, Ци. Эти маленькие страны занимались разным хозяйством, имели непохожую религию, говорили на разных языках. Объединил эти земли первый китайский император. Имя его - Цинь Шихуанди. Родившийся в графстве Цинь от местного князя и его наложницы, мальчик получил имя Ин Чжэн. Он был первым в очереди на престол, на который он взошёл в возрасте 13 лет после смерти отца. Сначала к пареньку относились как к марионетке, и многие решения принимались от имени пажа Люй Бу Вэя, умнейшего человека, отвечавшего за образование подопечного. Это китайский император Цинь Шихуанди приказал строить ирригационный канал, позволивший увеличить число плодородных земель и прирост сельскохозяйственной продукции до небывалых размеров.

Самостоятельные шаги на престоле

Но после наступления совершеннолетия хозяина регент был выслан за пределы графства Цинь, поскольку Ин Чжэн считал его предателем, замышлявшим против него заговор. Первое, с чего он начал своё законное правление, - это присоединение других графств и расширение территории. Его войско не имело пощады к неугодным и после 20 лет борьбы, в 221 году до н. э., ему удалось объединить китайские земли и принять императорское звание - Цинь Шихуанди.

Достижения и память потомков

Его правление запомнилось началом строительства Великой китайской стены, что должна была защищать народ от набегов кочевников, истреблённых императором позже, введением единой денежной системы. Он провёл реформирование письменной системы, построил дороги, ввёл приказ, чтобы все повозки были одних размеров, что значительно облегчало труд простых крестьян. Но в то же время он запомнился, как один из жесточайших правителей, поскольку в случае отказа следовать законам императора казнённым был не только нарушитель, но и его семья, а дальние родственники становились слугами вельмож.

Тщеславие

Китайский император был тщеславен. Ещё при жизни он начал строить свою гробницу, отличавшуюся роскошью. На страже спокойствия умершего императора стояли 6 тысяч терракотовых солдат, сделанных из глины. Заживо были погребены 48 наложниц, чтобы ублажать своего господина и после смерти.

Период смуты

После смерти великого человека в Китайской цивилизации наступил почти 800-летний период смуты. Объединённая территория была подвержена как внешним, так и внутренним катаклизмам. Вопрос выбора конфуцианства или буддизма, нападения кочевников, экологическая катастрофа, вызванная сменой течения русла реки Хуанхэ, голод крестьян, засухи и неурожаи, восстание против феодалов, неумелое руководство Лю Бана, Ван Мана и других императоров приводит к тому, что некогда великая страна снова распалась на несколько княжеств. Несколько столетий длилась борьба за престол, иногда создавалось впечатление, что обычный прохожий, собрав пару сотен военных, мог захватить имперский трон. Неопределённость росла вместе с поколениями, и это приводило к разобщению интересов, культуры, религии.

Эпоха надежды

Так называют эпоху Тан правления Ли. Хронология существования - 618-907 год. В ходе проведения «Справедливой войны», когда восставшие против антинародной политики императора Ян Ди крестьяне намерились уничтожить правящую прослойку, им на помощь, по совету сына, пришёл Ли Юань - военачальник диктатора. Его сыну суждено было стать величайшим императором, за время правления которого Китайская империя стала самой развитой страной того времени. Его звали - Ли Шиминь.

Выбор маршрута движения

Как выходец из аристократической семьи, Ли Шиминь получил блестящее образование. Он был развит в многих отраслях науки и искусства. Много времени уделял военной технике и занятиям по боевому искусству. Он понимал, что основная проблема Китая - это разобщённость между людьми. Ведь среди тех, кто называл себя китайцем, были и аристократы, привыкшие хорошо жить и наслаждаться богатством, и крестьяне, искавшие тяжёлым трудом способов пропитания, и военные степовики, готовые за свои интересы сразу вступать в бой. Чтобы объединить их, он вёл политику «доброго брата», подававшего руку помощи бедным, поглаживавшего желавших этого аристократов и поддерживавшего степовиков восхвалением умения владеть боевым искусством.

Политика великой державы

Ли Шиминь направил политику на помощь самому массовому населению его страны - крестьянам. Он уменьшил налоги и разрешил их платить продуктами, сократил дни отработки на феодала, разрешил торговать наделённой землёй. Провёл реформирование денежной системы, выпустил кодекс законов и правил в обществе, для облегчения торговли он наладил дорожное соединение между городами, дал толчок развитию наземного и морского транспорта.

Важнейшую роль в построении империи он отвёл чиновникам, которые теперь занимали свои должности не по праву происхождения, а благодаря знаниям в определённой отрасли. Начало развиваться книгопечатание, шелкография, металлопроизводство. Китайцы начали выращивать новые культуры: чай, сахарный тростник, дубовый шелкопряд. В сельскохозяйственной среде произошла революция, когда ввели систему орошения полей, что значительно сократило время обработки полей.

Изменения коснулись и военной промышленности: развивалось судостроение, изобрели порох, усовершенствовали броню. Нельзя не упомянуть достижения искусства эпохи династии Тан - шедевры скульптуры, поэзии и изобразительного искусства стали визитной карточкой этого периода истории.

Падение династии

История Китая рассказывает, что политика, направленная на экономическое развитие, приносила плоды на протяжении трёх столетий. Но когда местные феодалы поставили собственные интересы выше государственных, начались огромные проблемы. Часто они выкупали всю землю в окрестностях, обкладывали несоразмерными налогами крестьян, а после, если люди не могли платить, высылали их за пределы родных земель, передавая долг по человеку другому феодалу. Это приводило к небывалому экономическому процветанию вельмож. Некоторые из них становились миллионерами. С такими деньгами им было не страшно пойти против воли императора и открыто выступить против его политики. Мятежи снова пришли на процветающую территорию.

Период пяти династий и десяти царств

После падения дома Танов в истории Китая наступил пятидесятилетний период пяти династий и десяти царств. Пожалуй, самая кровопролитная эпоха в истории Китая. В конце правления династии Тан наделили широкими полномочиями региональных губернаторов. Они исполняли роль императора, посылая ему большие налоги, отобранные у местных жителей. Но почувствовав шаткое положение государя, они захотели занять его место. В результате этого и создалось 10 царств со своими предводителями: У, У Юэ, Минь, Чу, Южная Хань, Ранняя Шу, Поздняя Шу, Цзиннань, Южная Тан, Северная Хань.

Этот период в истории был недолговечен, потому что каждый из правителей не без оснований подозревал ближайшее окружение в возможном перевороте. Наследуя внутреннюю политику, во внешней тоже наблюдалось кровопролитие за расширение территорий. Правда, при этом княжества не забывали обмениваться товаром и вести широкую экономическую политику между собой.

Эпоха великих династий китайских императоров

Династия Сун (960-1279 гг.), просуществовав около 3 столетий, была расколота на две части: северную и южную. Династия Юань (1279-1368) за 70 лет правления запомнилась войнами с монголами и окончательным изгнанием их со своей территории. Династия Мин (1368-1644), основанная Чжу Юань-чжаном, политикой заботы о феодалах настроила против себя крестьян и распалила их боевой дух, который не могли погасить даже после конца существования Минов. Династия Южная (Нань) Мин стала переходным этапом к установлению власти Династии Цинь.

Роскошь для святейших императоров

Эпоха Мин запомнилась не только настраиванием против себя крестьян и жестокими разборками с ними, но и возведением Пурпурного запретного города - комплекса дворцов, использовавшегося для жилья, церемониала у императоров. Возвести дворец императора Китая приказал китайский император Юнлэ. Над этим работали около 100 тысяч мастеров разных искусств - мастеров резьбы по камню, дереву и художников. Строителей же понадобилось, ни много ни мало, - 1 миллион. Именно с завершением работ в этом комплексе Пекин стал столицей империи.

Корни новой династии

Китайская народность Чжурчжэни на территории Маньчжурии и Северо-Восточного Китая была уничтожена монгольскими набегами в ХІІІ веке. Кочевники на протяжении двух столетий безбедно жили на этих территориях. Но войска семьи Мин выгнали их с мест обитания и образовали три военных округа - Хайси, Цзяньчжоу и Ежэнь, которыми руководили региональные губернаторы.

В 1559 году Цзяньчжоу объединил чжурчжэнцев и перестал посылать дань в столицу. Он назвал своё владычество Позднее (Хоу) Цзинь, подчёркивая связь новой власти с чжурчжэньскими императорами. В историю период правления династии Цзинь вошёл под названием Империя Великой Цин, или Маньчжурская династия. Время существования этой династии значительное - от 1644 года до 1912. За это время сменилось 12 императоров.

Сложные испытания

Ещё с момента своего образования династия показала мультикультурность в плане подхода к своим жителям. Правители использовали официальные титулы императора, при этом оставаясь монгольскими ханами, поддерживали конфуцианство и буддизм. Верили, что каждый заслуживает продвижения по службе, но в тоже время запустили бюрократическую систему, использующуюся и в современной Китайской республике.

Для начала будущей империи предстояло бороться с коррумпированностью должностных лиц, высокими налогами и бедностью населения. Но главной проблемой этого периода стала внешняя политика. Маньчжурская династия проиграла в войне против Великобритании и вынуждена была подписать неравноправный договор, в результате чего отдавала в свободное пользование свои порты и не облагала налогом иностранный товар, с которым достойно не мог конкурировать отечественный. Война с японцами ещё больше усугубила тяжёлое положение династии Цин.

Золотая эпоха Китайской империи

Так называют эпоху правления великого китайского императора Канси. Он пришёл к власти в 1679 году, когда свергнул предшественника, князя Сонготу. Он правил около 60 лет. Ослабил влияние Совета князей-регентов и сановников, по поводу важнейших решений прислушивался только к себе и руководил войной по завоеванию и усмирению Китая. За время его правления резко уменьшилось число вооружённых восстаний против маньчжурских завоевателей.

Император интересовался наукой и был в курсе новинок научного мира. Он интересовался гидротехническим оснащением городов, укреплял дамбы, обустраивал новые плотины, связывающие разные деревни. В это время он рискнул ввести налог на монополистические иностранные товары, что привело к небывалому развитию внутреннего рынка потребления и изготовления продуктов. Также этот китайский император показал блестящие познания во внешней политике. Он победил Россию и завоевал часть её территории, но впоследствии наладил с ней экономические отношения. В Северной Монголии он активно разжигал внутренний конфликт, чтобы впоследствии захватить часть её территории, что у него отлично получилось сделать, присоединив Халху.

Сильное влияние дипломат оказал и на культуру. Он выделял существенные суммы для издательства старинных рукописей, антологий и энциклопедий. Правда, выступал авторитарным цензором, заставляя издателей зачёркивать критику маньчжурских правителей и вольные взгляды на жизнь. В личной жизни у него тоже все было в порядке: у него было 64 жены, которые подарили ему 24 сына и 12 дочерей. Он умер в возрасте 68 лет, оставив блестящую империю, которая после его смерти начала приходить в упадок.

Это лишь малая часть интереснейшей истории Китайской империи, которым по праву гордится современный Китай.