Город - государство ур - история - познание - каталог статей - роза мира. Введение Испания - Сарагоса

В северо-западной части Персидского залива расположена Месопотамия. Эта местность представляет собой низменность между реками Тигр и Евфрат, в которой тысячелетия назад располагались самые древние, с точки зрения современной науки, государства. Одним из наиболее известных государств древности являлся Шумер, оказавший неизгладимое влияние на всю дальнейшую историю человечества.

С точки зрения настоящего времени эта местность не отличается гостеприимством. Здесь почти отсутствуют полезные ископаемые и лес. Частые наводнения привели к тому, что в этом районе практически нет дорог для автотранспорта. При этом одной из величайших загадок Шумера является таинственный древний город Ур. Его особенностью является то обстоятельство, что о нем знали за тысячи лет до того, как археологи его обнаружили. О нем повествует Библия в связи с патриархом Авраамом. Именно из города Ур Авраам вышел со своими людьми, оставив позади прошлую жизнь, навстречу Обетованной Земле. Именно в этом городе Бог обратился к нему впервые. Свидетельству Библии многие исследователи не поверили, однако находки полностью подтвердили достоверность Библейского повествования. Ур был обнаружен, причем была найдена библиотека глиняных табличек с переписью граждан города Ур. Показательно, что в списках был обнаружен и Авраам. Эта находка стала переломным этапом в археологии, поскольку к текстам Библии многие ученые стали относиться, как авторитетному историческому источнику.

Ур (шум. Urim) (шумер. - Урим) - один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья 5-го тысячелетия - IV века до нашей эры Ур был расположен в южной Вавилонии, на юге современного Телль-аль-Мукайяр в Ираке, близ Насирии, в низовьях на западном берегу реки Евфрат.

Истоки основания города уходят в 5-е тысячелетия до нашей эры.

Эпоху первого расцвета Ура относят примерно к началу тысячелетия до нашей эры, это так называемый Раннединастический период (3000 - 2400 годах до нашей эры). Ур тогда господствовал над прилегающей сельской округой площадью около 90 кв. км и несколькими меньшими городами - Эриду, Муру и городищем Убайд. Контролируя южную часть дельты Евфрата и выход к Персидскому заливу, Ур соперничал в борьбе за власть с Уруком.

С 3-го тысячелетия до нашей эры Ур был одним из крупнейших центров шумерской цивилизации, которая располагалась на территории современного Ирака. В эпоху своего расцвета Ур был многонаселенным городом с великолепными храмами, дворцами, площадями и общественными зданиями, а его жители (и мужчины, и женщины) любили украшения. Храмы, зиккурат, некрополь времени I династии, в том числе 16 так называемых царских гробниц - каменных склепов с дромосами; человеческие жертвоприношения (до 74 человек), колесницы, оружие, драгоценная утварь. Оборонительные стены, гавани, зиккурат, храмы, дворец, мавзолей, надписи, клинописный архив, каменная скульптура, цилиндрические печати и др. периода 3-й династии.

В период 3 этапа Раннединастического периода в Уре правила I династия лугалей. Перечень их имён в «Царском списке» из Ниппура (перечне полулегендарных династий Шумера и Аккада) изобилует пропусками и ошибками. По подлинным надписям мы знаем 6 имён этой династии. Список называет только 4 из них и добавляет ещё, быть может ошибочно, некого Балулу. О могуществе и богатстве первой династии Ура свидетельствуют царские гробницы, найденные в этом городе. Богатство урских лугалей было основано не только на захвате ими храмовой земли, но и на торговле. шумер ур лугаль археологический

Около 2310 года до нашей эры Ур был разгромлен аккадским царём Саргоном Древним, включившим его в состав своей единой державы и поставившим свою дочь Энхедуанну, известную нам также как поэтесса, верховной жрицей-энтум лунного бога Нанны в Уре. В XXIV-XXII веках был подчинён соседним городам-государствам. После некоторого упадка и изгнания из страны кочевников-кутиевурукским правителем Утухенгалем Ур опять расцвёл во время правления III династии Ура (2112-1996 годах до нашей эры) в XXI веке до нашей эры, став столицей «царства Шумера и Аккада». Основатель этой династии - Ур-Намму - построил огромный зиккурат, прославляющий Нанну, бога Луны и издал судебник. Его преемник Шульги укрепил гегемонию Ура, выстроив централизованный бюрократический аппарат.

Нашествие аморейских племён и эламитских войск на рубеже III-II тысячелетий до нашей эры привело к разграблению и разорению Ура; об этих трагических событиях повествует поэтический «Плач о гибели Ура». После нескольких лет оккупации разоренного города (2003-1996 годы до нашей эры) эламиты покинули Ур, оставив его правителям Иссина. Дочь одного из них (Ишме-Дагана), принявшая шумерское имя Эн-Анатума, стала верховной жрицей Ура и начала восстановление храмов города. Ур смог возродиться при правлении аморейской династии Ларсы.

Ур продолжал оставаться важным шумерским городом и в вавилонскую эпоху. Однако участие Ура в восстании Юга Месопотамии против сына Хаммурапи, Самсуилуны, обернулось не только сносом городских стен, о чём сообщает надпись Самсуилуны 1739 году до нашей эры, но и разорением жилых кварталов города и прекращением деятельности эдубы - школы, где обучались урские писцы.

Вавилонский царь Набонид проводил в Уре раскопки и перестроил местный зиккурат. Во время господства династии Страны моря, касситов, ассирийцев и Нововавилонского царства Ур сохранял свое значение торгово-ремесленного центра, но засоление почв в дельте Евфрата вызвало упадок земледелия и отток населения из города.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Древний город

Ур
Urim


Археологические раскопки в Телль-эль-Мукайяр
Страна
Основан
Разрушен
Причины разрушения

покинут жителями

Название городища
Координаты

Область, или ном Ур (шум. Урим, ныне Телль-эль-Мукайяр) был расположен в устье реки Евфрат . Кроме города Ур, к этому ному относились также города Эриду (ныне Абу-Шахрайн), Муру и поселение, погребённое под холмом Телль эль-Убейд (его шумерское название не установлено). Общинным богом Ура был Нанна . В городе Эриду почитался бог Энки .

История Ура

Истоки основания города уходят в 5-е тыс. до н. э. Эпоху первого расцвета Ура относят примерно к началу 3 тыс. до н. э. , это так называемый Раннединастический период (3000 - 2400 до н. э.). Ур тогда господствовал над прилегающей сельской округой площадью около 90 км² и несколькими меньшими городами - Эриду , Муру и городищем Убайд. Контролируя южную часть дельты Евфрата и выход к Персидскому заливу , Ур соперничал в борьбе за главенство в Междуречье с Уруком .

С 3-го тысячелетия до н. э. Ур был одним из крупнейших центров шумерской цивилизации, которая располагалась на территории современного Ирака. В эпоху своего расцвета Ур был многонаселенным городом с великолепными храмами, дворцами, площадями и общественными зданиями, а его жители (и мужчины, и женщины) любили украшения. Храмы, зиккурат, некрополь времени I династии, в том числе 16 так называемых царских гробниц - каменных склепов с дромосами ; человеческие жертвоприношения (до 74 человек), колесницы, оружие, драгоценная утварь и др. Оборонительные стены, гавани, зиккурат, храмы, дворец, мавзолей, надписи, клинописный архив, каменная скульптура, цилиндрические печати и др. периода 3-й династии. Жилые кварталы 3-2-го тысячелетий до н. э.

Ур продолжал оставаться важным шумерским городом и в вавилонскую эпоху. Однако участие Ура в восстании Юга Месопотамии против сына Хаммурапи , Самсуилуны , обернулось не только сносом городских стен, о чём сообщает надпись Самсуилуны 1739 до н. э., но и разорением жилых кварталов города и прекращением деятельности эдубы - школы, где обучались урские писцы.

Под руководством Вулли был освобождён от тысячелетних заносов величественный зиккурат в Уре . Десятилетия спустя Саддам Хуссейн распорядился вернуть памятнику «первоначальный облик» и учинил его перестройку - событие, получившее крайне неоднозначную оценку учёных. Во время Иракской войны американцы развернули в непосредственном соседстве с городищем авиабазу Али , за что также подверглись критике археологов.

Напишите отзыв о статье "Ур"

Примечания

Литература

  • Вулли Л. Ур халдеев. - М .: Издательство восточной литературы, 1961. - 254 с. - (По следам исчезнувших культур Востока). - 25 000 экз.

Ссылки

  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.

Отрывок, характеризующий Ур

И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью.

Одним из самых осязательных и выгодных отступлений от так называемых правил войны есть действие разрозненных людей против людей, жмущихся в кучу. Такого рода действия всегда проявляются в войне, принимающей народный характер. Действия эти состоят в том, что, вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке и тотчас же бегут, когда на них нападают большими силами, а потом опять нападают, когда представляется случай. Это делали гверильясы в Испании; это делали горцы на Кавказе; это делали русские в 1812 м году.
Войну такого рода назвали партизанскою и полагали, что, назвав ее так, объяснили ее значение. Между тем такого рода война не только не подходит ни под какие правила, но прямо противоположна известному и признанному за непогрешимое тактическому правилу. Правило это говорит, что атакующий должен сосредоточивать свои войска с тем, чтобы в момент боя быть сильнее противника.
Партизанская война (всегда успешная, как показывает история) прямо противуположна этому правилу.
Противоречие это происходит оттого, что военная наука принимает силу войск тождественною с их числительностию. Военная наука говорит, что чем больше войска, тем больше силы. Les gros bataillons ont toujours raison. [Право всегда на стороне больших армий.]
Говоря это, военная наука подобна той механике, которая, основываясь на рассмотрении сил только по отношению к их массам, сказала бы, что силы равны или не равны между собою, потому что равны или не равны их массы.
Сила (количество движения) есть произведение из массы на скорость.
В военном деле сила войска есть также произведение из массы на что то такое, на какое то неизвестное х.
Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то – самое обыкновенное – в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих значений множителя не доставляет результатов, согласных с историческими фактами.
А между тем стоит только отрешиться от установившегося, в угоду героям, ложного взгляда на действительность распоряжений высших властей во время войны для того, чтобы отыскать этот неизвестный х.
Х этот есть дух войска, то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, в трех или двух линиях, дубинами или ружьями, стреляющими тридцать раз в минуту. Люди, имеющие наибольшее желание драться, всегда поставят себя и в наивыгоднейшие условия для драки.
Дух войска – есть множитель на массу, дающий произведение силы. Определить и выразить значение духа войска, этого неизвестного множителя, есть задача науки.
Задача эта возможна только тогда, когда мы перестанем произвольно подставлять вместо значения всего неизвестного Х те условия, при которых проявляется сила, как то: распоряжения полководца, вооружение и т. д., принимая их за значение множителя, а признаем это неизвестное во всей его цельности, то есть как большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасности. Тогда только, выражая уравнениями известные исторические факты, из сравнения относительного значения этого неизвестного можно надеяться на определение самого неизвестного.
Десять человек, батальонов или дивизий, сражаясь с пятнадцатью человеками, батальонами или дивизиями, победили пятнадцать, то есть убили и забрали в плен всех без остатка и сами потеряли четыре; стало быть, уничтожились с одной стороны четыре, с другой стороны пятнадцать. Следовательно, четыре были равны пятнадцати, и, следовательно, 4а:=15у. Следовательно, ж: г/==15:4. Уравнение это не дает значения неизвестного, но оно дает отношение между двумя неизвестными. И из подведения под таковые уравнения исторических различно взятых единиц (сражений, кампаний, периодов войн) получатся ряды чисел, в которых должны существовать и могут быть открыты законы.
Тактическое правило о том, что надо действовать массами при наступлении и разрозненно при отступлении, бессознательно подтверждает только ту истину, что сила войска зависит от его духа. Для того чтобы вести людей под ядра, нужно больше дисциплины, достигаемой только движением в массах, чем для того, чтобы отбиваться от нападающих. Но правило это, при котором упускается из вида дух войска, беспрестанно оказывается неверным и в особенности поразительно противоречит действительности там, где является сильный подъем или упадок духа войска, – во всех народных войнах.
Французы, отступая в 1812 м году, хотя и должны бы защищаться отдельно, по тактике, жмутся в кучу, потому что дух войска упал так, что только масса сдерживает войско вместе. Русские, напротив, по тактике должны бы были нападать массой, на деле же раздробляются, потому что дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям.

Так называемая партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.
Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародеры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны.
24 го августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, и вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличивалось число этих отрядов.
Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов.
Последние числа октября было время самого разгара партизанской войны. Тот первый период этой войны, во время которого партизаны, сами удивляясь своей дерзости, боялись всякую минуту быть пойманными и окруженными французами и, не расседлывая и почти не слезая с лошадей, прятались по лесам, ожидая всякую минуту погони, – уже прошел. Теперь уже война эта определилась, всем стало ясно, что можно было предпринять с французами и чего нельзя было предпринимать. Теперь уже только те начальники отрядов, которые с штабами, по правилам ходили вдали от французов, считали еще многое невозможным. Мелкие же партизаны, давно уже начавшие свое дело и близко высматривавшие французов, считали возможным то, о чем не смели и думать начальники больших отрядов. Казаки же и мужики, лазившие между французами, считали, что теперь уже все было возможно.
22 го октября Денисов, бывший одним из партизанов, находился с своей партией в самом разгаре партизанской страсти. С утра он с своей партией был на ходу. Он целый день по лесам, примыкавшим к большой дороге, следил за большим французским транспортом кавалерийских вещей и русских пленных, отделившимся от других войск и под сильным прикрытием, как это было известно от лазутчиков и пленных, направлявшимся к Смоленску. Про этот транспорт было известно не только Денисову и Долохову (тоже партизану с небольшой партией), ходившему близко от Денисова, но и начальникам больших отрядов с штабами: все знали про этот транспорт и, как говорил Денисов, точили на него зубы. Двое из этих больших отрядных начальников – один поляк, другой немец – почти в одно и то же время прислали Денисову приглашение присоединиться каждый к своему отряду, с тем чтобы напасть на транспорт.
– Нет, бг"ат, я сам с усам, – сказал Денисов, прочтя эти бумаги, и написал немцу, что, несмотря на душевное желание, которое он имел служить под начальством столь доблестного и знаменитого генерала, он должен лишить себя этого счастья, потому что уже поступил под начальство генерала поляка. Генералу же поляку он написал то же самое, уведомляя его, что он уже поступил под начальство немца.

Британские археологи на юге Ирака, недалеко от места, где более четырех тысяч лет назад располагался город Ур Халдейский, обнаружили комплекс построек. Город Ур Халдейский (по-еврейски "огонь халдейский") интересен тем, что в нем родился патриарх Авраам — родоначальник и евреев, и, через Исмаила, арабов. Христиане называют его "Отцом верующих".

Библия свидетельствует, что, когда Авраам жил в доме своего отца Фарры в халдейском городе Уре, бог Яхве потребовал от него оставить свою землю, родных и дом отца своего и идти в страну, которую Господь обещал ему указать. В книге Бытия говорится, Авраам ("отец множества") получил от Бога обещание, что его потомство сделается великим народом и что в нем благословятся все племена земные. Повинуясь божественному призванию, на 75-м году своей жизни Авраам с женой Сарой, отцом Фаррою и прочими родными отправился из Ура в Ханаан, остановившись на некоторое время в Харране.

Эта местность была сначала обнаружена при помощи спутника, затем исследована георадарами и, наконец, проведены пробные раскопки. Возраст обнаруженного комплекса построек датируют приблизительно 2000-ми годами до нашей эры.

По данным Национального географического общества город Ур в Южной Месопотамии существовал в течение примерно пяти тысячелетий до нашей эры. Впервые его исследовали в 1920-1930 годах. Археологические раскопки здесь начались всего полгода назад, до этого времени ученые сюда не приезжали из-за войны в Ираке. Руководитель раскопок, профессор Манчестерского университета (Великобритания) Стюарт Кэмпбелл (Stuart Campbell) сказал, что расчищенное место по размерам превышает футбольное поле. Однако основная работа и, следовательно, возможные сенсационные открытия пока еще ждут своего часа.

"Это замечательная находка. Окружающая местность, которая сегодня представляет собой безводную пустыню, была около пяти тысяч лет назад местом зарождения цивилизации, где жили шумеры, а позже и вавилоняне, — рассказывает профессор Кэмпбелл. — Вероятнее всего, здесь располагался административный центр Ура, в котором были сосредоточены все городские ресурсы".

В окрестностях Ура британским исследователям посчастливилось найти девятисантиметровую мемориальную глиняную табличку с изображением мужчины в долгополой облегающей одежде, который приближается к священному месту. Археологи надеются изучить экономические и природные условия, при которых расцвели шумерские города. С этой целью будут проанализированы образцы флоры и фауны данного региона. Сегодня историки рассматривают шумерскую экономику как земледельческо-скотоводческую с подчиненным положением ремесла и торговли. В ее основе было натуральное хозяйство.

Город "Ур Халдейский" (читается по-еврейски и как "огонь халдейский") был одним из важнейших городов южной Месопотамии или Южного Двуречья. Он располагался между двумя полноводными реками — Тигр и Евфрат. В шумерском городе Уре согласно историческим источникам появилась в начале III тысячелетия первая в мире школа, в которой обучали наукам и искусствам. На рубеже IV и III тысячелетий на территории южной Месопотамии сошлись и стали жить общим хозяйством три совершенно разных по происхождению и языку народа. Кстати, шумеры были всего лишь вторыми, пришедшими сюда по времени. Первые пришельцы попросту не удосужились изобрести письменность и не оставили по себе долгой памяти. Мы так и не знаем, как назывались их племена и как они сами себя называли, поэтому историки условно обозначили их "банановыми", поскольку в их языке преобладали слова с повторяющимися слогами (вроде Забаба, Хувава, Бунене).

Археологи находили здесь множество древних предметов и ранее. Богатейшие материалы раскопок гробниц города Ура (I династия Ура, около XXVI века) раскрыли перед нами богатство ювелирного искусства древнего Шумера. Там же, в гробницах Ура, найдена скульптурная голова бычка с инкрустированными глазами и лазуритовой бородой — украшение одного из музыкальных инструментов. Благодаря изобретенной шумерами письменности и тому долговечному материалу, на котором они писали, до нас дошли многие события их истории и знания, доступные этому древнему народу.

Шумерская культура, наряду с египетской и эламской, является древнейшей культурой человечества, дошедшей до нас в памятниках собственной письменности. Через народы греческо-библейского мира шумеры оказали влияние на формирование современной цивилизации.

ГОРОД - ГОСУДАРСТВО УР

Города Киш, Ур и Урук боролись за власть над Ниппуром.

Ур (шум. Urim) (шумер. - Урим) - один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья 5-го тысячелетия - IV в. до н. э. Ур был расположен в южной Вавилонии, на юге современного Телль-Мукайяр в Ираке, близ Насирии, в низовьях на западном берегу реки Евфрат.

Ном Ур (шум. Урим, ныне Телль-эль-Мукайяр) был расположен в устье реки Евфрат. Кроме города Ур к этому ному относились также города Эриду (ныне Абу-Шахрайн), Муру и поселение, погребённое под холмом Эль-Обейд (его шумерское название не установлено).

Истоки основания города уходят в 5-е тыс. до н. э.

Ур (арабск. Телль-аль-Мукайяр - «Смоляной холм») расположен к югу от Евфрата приблизительно в 160 км западнее Басры. Впервые исследован в 1854 служащим британского консульства в Басре Д. Е. Тейлором, обнаружившим руины зиккурата и по клинописным надписям определившим памятник как древний Ур.

Огромная работа по изучению телля была проделана выдающимся английским археологом Леонардом Вулли, чьи исследования по истории и культуре Месопотамии признаны классическими. Вулли были выделены культурные уровни, охватывающие около пяти тысяч лет, начиная с сер. 6 тыс. до н. э. и вплоть до 400 до н. э., когда население окончательно оставило город из-за изменения течения Евфрата.
Самое раннее поселение принадлежит к археологической , общей для ранних земледельческих центров Двуречья. Археологические слои этой культуры перекрыты достигающими до 2,5 м отложениями речного ила, - свидетельством большого наводнения, первоначально принятого Вулли за следы Великого потопа.

В раннединастический период истории Двуречья (2750-2315 до н. э.) Ур был центром государства, которое охватывало сельскую округу, занимавшую около 90 кв. км и несколько небольших городов - Эриду (см. ), Муру и городище Убайд.

Ур контролировал южную часть дельты Евфрата, соперничая в борьбе за власть с правителями Урука (см. ).

Эпоху расцвета Ура относят примерно к началу 3 тыс. до н. э., это так называемый Ранний династический период (3000 - 2400 до н. э.).

Согласно «Царскому списку» из Ниппура - перечню полулегендарных династий Шумера и Аккада - в 2500-2425 до н. э. в Южной Месопотамии было установлено правление первой династии Ура.

В период 3 этапа Раннединастического периода в Уре правила I династия лугалей . Перечень их имён в «Царском списке» изобилует пропусками и ошибками. По подлинным надписям мы знаем 6 имён этой династии. Список называет только 4 из них и добавляет ещё, быть может ошибочно, некого Балулу.

О могуществе и богатстве первой династии Ура свидетельствуют царские гробницы, найденные в этом городе. Богатство урских лугалей было основано не только на захвате ими храмовой земли (о чём мы можем догадываться по некоторым косвенным данным), но и на торговле.

4. Месанепада (правитель I династии Ура) победил Акку (последний правитель I династии Киша) и приобрёл контроль над Ниппуром.

Ур становится столицей Шумера.

"Первый раз Туммаль был разрушен, Месанепада построил Буршушна Дома Энлиля, Мескиагнуна (царствовал 36 лет) второй, сын Месанепады, Сделал Туммаль величественным, Ввёл Нинлиль в Туммаль ".

Туммаль - это район Ниппура, посвящённый богине Нинлиль, супруге бога Энлиля. Энлилю принадлежал Ниппур. В Туммале находился главный храм Нинлиль.

У Месанепада была жена по имени Нинтур.

А-анни-паада (первый сын Месанепады) построил храм богине Нин-Хурсаг.

"А-анни-паада, царь Ура, сын Месанепады, царя Ура, воздвиг сие для своей владычицы Нинхурсаг ".

В Эль-Убейде раскопали часть древнейшего в Месопотамии храма, относящегося к середине III тыс. до н э. Этот древний храм из Эль-Убейда не был перекрыт позднейшими постройками и сохранил свой облик.

Святилище стояло на искусственно сооруженной террасе, которая в свою очередь покоилась на стенах из обожженного кирпича. Наверх вела монументальная лестница из известняка. По ее обеим сторонам стояли изваяния львиных голов в натуральную величину, сделанные из битума и покрытые медью. Широко открытые глаза из красной яшмы, белого ракушечника, зеленого стеатита и красный далеко высунутый язык производили жуткое впечатление.

Попадались также маленькие быки из меди, битума и дерева.

Над входом в храм некогда помещался большой рельеф, изображающий орла с головой льва, держащего в когтях двух оленей. Перед храмом был устроен алтарь из обожженного кирпича. На его внешней поверхности красовался знак планеты Венеры - символ верховной богини шумеров Инанны, «владычицы небесных высот»...

«Обкопав лестницу и двигаясь дальше вдоль стены - писал Л. Вулли,- мы нашли между лестницей и дальним углом площадки две трехметровые деревянные колонны, инкрустированные перламутром, сланцем и красным камнем, а также другие пальмообразные колонны и брусья, обшитые листами меди. Здесь же были свалены четыре медные статуи стоящих быков с повернутыми назад и прижатыми к плечу головами. Вдоль стены лежали медные рельефы, изображающие отдыхающих животных, а между ними фрагменты мозаичного фриза, на котором фигуры из белого известняка или ракушечника выделялись резкими силуэтами на фоне черного шифера, окантованного полосками меди. И тут же мы повсюду находили разбитые или целые инкрустированные глиняные цветы на конусообразных стеблях».

Вулли так реконструирует облик древнего храма: «На карнизе верхнего края площадки, вдоль цоколя храмовой стены, стояли статуи (четырех) быков, и, очевидно, на их уровне в стену были вставлены глиняные цветы, так что животные как бы паслись на цветущем лугу. Над ними на фасаде сверкал медный фриз с рельефным изображением отдыхающих животных, еще выше был укреплен мозаичный фриз со сценой доения и, наконец, на самом верху - фриз с изображением птиц».

Под фундаментом храма были найдены две фигуры тельцов, высеченные из известняка. Очевидно, они служили опорами трона со статуей бога на нем. Священным символом этого бога, по-видимому, был баран.

Рядом нашли маленький барельеф из алебастра с сильно выветрившимся изображением, сохранившимся лишь наполовину. На нем можно рассмотреть лодку серповидной формы с каютой или навесом посередине.

«На одной стороне изображен стоящий на корме мужчина, а в каюте - свинья (кабан). На другой стороне на месте мужчины изображены две рыбы, а на месте свиньи - гусь», - так описал находку Вулли.

На одном из камней фундаменту вырезано имя второго царя первой династии Ура с титулом и полным именем: А-анни-паада жившего около 3 100 г. до н.э.

3 000 г. до н.э. Ур был расположен недалеко от моря и связывался с ним рекой, по которой плыли гружёные барки. Там, где сейчас простирается пустыня, золотились поля пшеницы и ячменя, зеленели рощи пальм и фиговых деревьев.

На краю города Ура, неподалёку от городских стен, обнаружено кладбище, на котором долгие столетия хоронили своих покойников жители Ура. В могилах простых людей останки были либо завёрнуты в циновки, либо уложены в деревянные или глиняные гробы. Рядом с покойниками лежали предметы личного пользования: браслеты, ожерелья, искусно выполненные ларцы, оружие, орудия труда, сосуды с едой и питьём. Останки лежали на боку в позе погружённого в сон человека. В сжатых руках они держали у самого рта кубки, в которых когда-то была вода.

Л. Вулли также обнаружил т. н. «Царские гробницы ». Эти обширные, состоящие порой из нескольких помещений усыпальницы строились из камня и кирпича, причём камень доставляли сюда не меньше чем за 50 км. Несмотря на то, что большинство захоронений оказалось разграбленными еще в древности, некоторые из них сохранили богатейший погребальный инвентарь и дают возможность реконструировать обряд погребения.

В могиле человека, имя которого было Абарги, лежала серебряная модель лодки. Над этой гробницей оказалась нетронутая грабителями усыпальница дамы - может быть, супруги царя, а может быть, жрицы, в торжественные дни религиозных празднеств выступавшей в роли богини Инанны. В сводчатой гробнице, которая принадлежала царице или верховной жрице, чье имя условно читается как Пу-аби (прежнее чтение Шуб-ад), находились многочисленные шедевры шумерского искусства: сложный головной убор из золотых лент и подвесок из золота и лазурита, арфа, украшенная головой быка с лазуритовой бородой, сосуды из золота, серебра и меди.
В загробный мир Пу-аби добровольно сопровождала большая свита: две прислужницы, десять женщин двора в богатых одеяниях, арфист, пять стражников и два погонщика с упряжкой волов.

Провожавшие вложили ей в руки золотой кубок и надели на голову драгоценный убор, выполненный с мастерством. Густой парик обвивала восьмиметровая золотая лента, на лоб свисал венок из тонких золотых колец. Над этим венком лежали ещё два-из золотых листьев и цветов. И всё это было перевязано нитью из лазуритовых и сердоликовых бусин. В ушах царицы были серьги в форме полумесяца, а в парике - золотой гребень с пятью зубцами, инкрустированный лазуритом.

В гробнице Шуб-ад были найдены останки 25 человек из её свиты. На земле лежали останки её придворных дам и одного мужчины, арфиста, до последних минут жизни державшего в руках свою арфу.

В усыпальнице Абарги обнаружены останки 60 человек. Воины, провожавшие своих царей в последний путь, были в бронзовых шлемах, а в руках держали по два копья. На женщинах надеты всевозможные украшения и лучшие, парадные одеяния.

Люди, которые шли на смерть за своим царственным повелителем, делали это добровольно. Желание умереть вместе со своим царём или жрецом могло возникнуть на основе господствовавших в то время представлений о загробном мире.

После Месанепада правит его второй сын, Мескиагнуна, который царствовал 36 лет.

Среди бесценных памятников старины, найденных в царских гробницах Ура, есть золотой шлем и золотую цилиндрическую печать Мескиагнуна ("Мескаламдуг герой доброй страны, царь). Обнаруженные в гробницах музыкальные инструменты-одиннадцатиструнная арфа, лиры и др.- говорят о распространении в Шумере музыкального искусства. Лиру украшает золотая голова быка с бородой из лазурита.

В могилах найдено оружие - тонкой работы кованые кинжалы и узорчатые копья, а также фигурки животных из благородных металлов и драгоценных камней.

В одной из могил сохранилась двадцатисантиметровая доска, выложенная лазуритом, сердоликом и перламутром, а также камни для игры.

Из царских гробниц происходит также один из самых знаменитых памятников Шумера, названный «Штандарт из Ура» - инкрустированные перламутром изображения которого представляют сцены военого похода и царского пира.

Шумерская настенная роспись, известная как "Мирный штандарт Ура"

"Штандарт" из Ура состоит из двух прямоугольных деревянных пластинок, каждая размером 55х22.5 см., украшенных мозаикой из раковин и лазурита и изображающих разные сцены из жизни шумеров. Предполагают, что "штандарт" выносили на древке во время торжественных процессий. Деревянная основа истлела, но инкрустации сохранились, что позволило безошибочно восстановить мозаичный рисунок. Пластинка одной стороны "штандарта" посвящена войне, другой - миру. На обеих сторонах тремя рядами расположены белые фигурки из ракушек на лазуритовом поле. В середине верхнего ряда панели, посвящённой войне, стоит царь, которого легко отличить благодаря его высокому росту. Он только что сошёл с расположенной позади него колесницы, и воины проводят перед ним обнажённых пленников. Во втором ряду тесным строем движется фаланга (боевой порядок тяжёловооружённой пехоты, представляющий сплошной развёрнутый строй в несколько шеренг) тяжёловооружённых царских воинов. На них длинные плащи-пелерины и медные шлемы. В нижнем ряду представлены боевые колесницы, на каждой - возница и воин с дротиком в руках. Под копытами впряжённых в колесницу животных лежат тела поверженных врагов.

Тяжёловооружённые воины во втором ряду образуют фалангу - прообраз боевого строя, который через два тысячелетия принёс столько побед Александру Великому. Управлять колесницами было очень непросто. Их колёса были так закреплены на оси, что вращались вместе с ней. Поэтому оба колеса имели одинаковую скорость, и при поворотах одно из них, зарываясь в землю, тормозило движение. Повозки, предназначавшиеся для перевозки грузов, были запряжены волами.

Дикие ослы-онагры изображены на "штандарте" из Ура, найденное в виде серебряной статуэтки, украшающей колесницу, а также изображено на барельефах.

На изображениях "штандарта" из Ура мирной жизни в первом ряду занимает царь. Он и его семья представлены во время праздничного пира. Члены царской семьи сидят в креслах, окружённые музыкантами и слугами, разносящими напитки. Царские слуги, в двух нижних рядах, гонят коров и баранов, несут рыбу, тащат мешки с всевозможным имуществом. Все они, включая царя, одеты в традиционный шумерский наряд - короткие юбки.

Предметы из захоронений Ура свидетельствуют об огромных богатствах, собранных в городе благодаря заморской торговле, которую он вел через Персидский залив со странами Востока, называемыми в шумерских надписях Маганом и Мелуххой.

5. Гильгамеш (I династия Урука ) победил Мескиагнума и захватил власть над Шумером. Символом этой власти являлся контроль над Ниппуром.

Царство перешло в Урук.

"Второй раз Туммаль был разрушен, Гильгамеш построил Нумунбурра Дома Энлиля".

"Урлугаль, сын Гильгамеша, сделал Туммаль величественным, он ввёл Нинлиль в Туммаль ".

Сын Гильгамеша - Урлугаль царствовал 30 лет. После него в Уруке правили ещё 6 представителей I династии.

6. Когда Урук "был поражён оружием", царство переместилось в Ур , где правила династия из четырёх царей.

7. Власть переходит к Авану , городу в стране Элам , где три царя находились у власти.

8. Киш становится столицей Шумера. II династия - правят 8 царей. Месилим правил над всем Шумером.

Месилим (также Меселим или Месалим) - царь (лугаль) древнего шумерского города Киша, правил в XXVI веке до н. э. Он, по-видимому, происходил из эламского города Авана. Хотя он и носил титул «лугаль Киша», но, по-видимому, в действительности правителем собственно Киша не был. Его божеством-покровителем назван Иштаран - божество города Дера, лежащего на пути из долины реки Диялы в Аван. Здесь, видимо, и была родина Месилима. Месилим, вероятно, просто использовал славный титул «лугаль Киша» для поднятия своего авторитета, а не в качестве указания на город из которого он происходил.
Месилим оставил довольно заметный след в истории. В нескольких подлинных раннединастичных шумерских надписях Месилим выступает как гегемон стоящий над правителями Адаба Нин-кисальси, Лагаша Лугаль-шаг-энгура и Уммы. Так он в качестве суверена определил границу между номами Лагашем и Уммой и в знак её нерушимости поставил там свою памятную стелу с надписью. Сохранилась надпись на пожертвованной им богу покровителю Лагаша Нингирсу навершии каменной булавы с изображением львов и эмблемы города. На этой же надписи указано, что правил Лагашем в это время энси Лугаль-шаг-энгур.

«Месилим, царь Киша, строитель храма бога Нингирсу, сделал [это] для Нингирсу, [когда] Лугаль-шаг-энгур был энси Лагаша».

9. Столицей становится Хамази (расположен в горах, недалеко от Киркука).

2500 ЛЕТ ЗАБВЕНИЯ

В исторической традиции Месопотамии Ур - один из древнейших городов Шумера.

Руины библейского города Ур находятся в Южной Месопотамии, или в Двуречье, на плоской каменистой равнине. Русло реки Евфрат, на которой в древности стоял город, теперь проходит севернее. А местность вкруг Ура давно превратилась в пустынную. То, что осталось от великого города, находится на округлой возвышенности, именуемой Телль-эль-Мукайяр, что в переводе с арабского означает Глиняный холм.

Местонахождение зиккурата - главного храма Ура - было установлено в 1850 г британским натуралистом и энтузиастом археологии Уильямом Лофтусом. Так как у него было задание исследовать развалины города Сузы в Хузестане, подробным изучением развалин занялся другой археолог-любитель (в британской колониальной администрации было много таких охотников за сокровищами) - служащий британского консульства в Басре Джон Тейлор. Он работал по заданию Британского музея: музей поручал эту работу любителям, так как профессионалы зачастую не рисковали работать в таких гиблых местах, где вероятность крупной находки была мала.

В 1853-1854 гг. Тейлор обследовал руины зиккурата. Ему повезло: он обнаружил четыре глиняных цилиндра - знаменитые «Цилиндры Набонада» - в четырех углах верхней части зиккурата. На них имелся длинный клинописный текст К тому времени клинопись в основном уже была расшифрована, и Тейлор установил, что Набонад - последний царь Нововавилонского царства, правивший в 556-539 гг. до н. э., восстанавливал древние храмы. Из надписей следовало, что он восстанавливал их здесь, в древнем Уре.

Колоссальную работу проделал в 1922-1934 гг. выдающийся английский археолог Чарльз Леонард Вулли (1880-1960 гг.), точно определивший культурные уровни раскопок Ура: от середины 6-го тыс. до н. э. и до 400 г. до н. э., когда население окончательно оставило город из-за изменения течения Евфрата. Тот же Вулли открыл практически все известные сегодня постройки Ура и его окрестностей.

Совсем рядом с руинами Ура сохранились следы культуры эль-обейд: останки храма богини-матери Нинхурсаг и кладбище. В конце 5-го - первой половине 4-го тыс. до н. э. культура тут достигла высокого уровня: развивалось земледелие и скотоводство, началось выращивание финиковой пальмы, был изобретен гончарный круг, построены сеть оросительных каналов и крупные поселения из глиняных домов с монументальными храмами на платформах, воздвигнутых на центральной площади. Это и есть самый ранний исторический Ур. Он покрыт 2,5-метровым слоем речного ила, что свидетельствует о большом наводнении. Чарльз Вулли принял их за следы Великого потопа: в шумерском сказании говорится, что Ур был построен еще до него.

2750-2315 гг. до н. э. - раннединастический период истории Двуречья. Город стал центром государства: это была аграрная страна площадью около 100 км2. Ур ощутил свою силу, установив контроль над южным участком дельты Евфрата и вступая в стычки с соседями. В 2500-2425 гг. до н. э. в Южной Месопотамии было правление первой династии Ура. К этой эпохе относятся Царские гробницы: большинство было разграблено еще в глубокой древности, но в некоторых Вулли обнаружил разнообразные погребальные принадлежности (головные уборы из золота, музыкальные инструменты, сосуды из золота, серебра и меди), по которым позднее восстановили обряд погребения. Эти предметы говорят об огромных богатствах, собранных в городе благодаря торговле через Персидский залив со странами Востока, именуемыми в клинописных надписях Маганом и Мелуххой.

Это был расцвет архаического Ура.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

  • Местонахождение: Ю. Ирака.
  • Администр. местополож.: мухафаза Ди-Карэ.
  • Основан: 5-е тыс. до н. э.
  • Оставлен: IV в. до н. э.
  • Ближайший город: Насирия - 745 000 чел. (2014).
  • Язык: иракский диалект арабского.
  • Этнический состав: иракские арабы.
  • Религия: ислам (шиизм).
  • Денежная единица: иракский динар.
  • Река: Евфрат.
  • Аэропорт: Багдад (междунар.).

ЦИФРЫ

  • Площадь древнего города: 2,3 км². площадь раскопок: 0,96 км².
  • Зиккурат: высота - 25 м, длина - 64 м, ширина - 46 м.
  • Высота над у. м.: 7 м.
  • Удаленность: 350 км к Ю. от Багдада, 160 км к С. от Басры.

КЛИМАТ

  • Тропический, пустынный.
  • Жаркое лето, мягкая зима.
  • Средняя t января: +12 °С.
  • Средняя t июля: +35 °С.
  • Среднегодовое кол-во осадков: 127 мм.
  • Среднегодовая относит, влажность: 40-45%.

ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ ВЕЛИКОГО УРА

Правители Ура создавали его и способствовали процветанию ради собственного величия: еще при жизни они были приравнены к богам. Город погиб, когда его правители переоценили собственные силы и недооценили противника.

В конце XXIV в. до н. э. Ур вошел в состав единой державы Саргона Древнего, удостоившего город великой чести: назначил свою дочь его верховной жрицей-энтум - супругой Сина, бога-покровителя города.

Постепенно Ур набрал такую силу, что стал центром объединенной Месопотамии. Это произошло после изгнания из страны кочевников-кутиев и основания новой династии Ура правителем города Ур-Намму.

Представители этой династии становились царями Шумера и Аккада, их считали богоравными. Они же тогда поняли, что управлять можно не мечом, а глиняными табличками: археологи обнаружили в Уре десятки тысяч хозяйственных документов, говорящих о сложной системе управления государством и полном подчинении человека чиновной бюрократии.

Ур был столицей царства, правители не жалели денег на строительство и праздники. Этот этап истории называют Шумерским Возрождением: переживали расцвет литература и архитектура.

Именно в это время, в правление царя Ур-Намму, в городе был воздвигнут зиккурат, к настоящему времени частично восстановленный.

Зиккурат представлял собой подобие пирамиды, сложенной из трех огромных глиняных платформ, облицованных кирпичом из обожженной глины. Предположительно, наклонные стены ярусов зиккурата были выкрашены в черный, красный и белый цвет, что символизировало соответственно землю, жизнь людей и мир Богов. Три прямые лестницы, расположенные под углом друг к другу, вели по фасаду на первый ярус зиккурата к высоким вратам, словно открывающимся прямо в небо. На вершине сооружения находился небольшой храм-алтарь бога Луны Сина. Рядом с зиккуратом располагались дворцово-храмовый комплекс, представлявший собой одноэтажное здание с внешним и внутренними дворами, а также царская усыпальница, состоявшая из наземной и подземной части.

Самый великий день в году для жителей Ура - праздник Сина. Люди устремлялись к зиккурату, откуда правил своими подданными царь Месопотамии, где принимали людей чиновники царя, где вершили суд, где казнили и миловали. Под торжественный голос труб из святилища выносили статую Сина и погружали на Магур - лодку, на которой бог Луны путешествует вокруг Земли. Лодку поднимали на руках, и она плыла над толпой, медленно двигаясь вокруг зиккурата, подобно Луне вокруг Земли.

В конце XXI в. до н. э. в Месопотамию вторглись кочевые племена. В 2003 г. до н. э. Ур был захвачен, разграблен и разрушен. Найден клинописный текст «Плача о гибели Ура» - пронзительного поэтического сочинения. Город нашел в себе силы возродиться и вновь расцвести в правление аморейской династии Ларсы в конце XX - середине XVIII в. до н. э. Вулли утверждал, что тогда Ур имел площадь около 2,3 км2, а его население достигало 35 тысяч человек.

Ур погиб дважды. Сначала он пострадал от политической недальновидности собственных правителей, которые выступили на стороне Южного Двуречья против власти правителей Вавилона. Вавилоняне утопили восстание в крови, разрушили городские стены.

В дальнейшем, в Нововавилонский период Нижней Месопотамии, Ур сохранил свое значение торгово-ремесленного центра. Но засоление почв в дельте Евфрата и упадок земледелия вызвали бегство населения на север Месопотамии. В IV в. до н. э. город с пятитысячелетней историей опустел.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

Погребальный обряд правителей и жрецов Ура включал и жертвоприношение. Неизвестно, было ли оно добровольным или насильственным, хотя большинство ученых склоняются к тому, что оно совершалось по доброй воле. Например, царицу или жрицу Пу-аби сопровождала в загробный мир целая свита: две служанки, десять придворных дам в богатых одеждах, арфист, пять стражников и два погонщика с упряжкой волов. Всего же в каменных склепах обнаружены останки 74 человек, принесенных в жертву.

Относительно смысла названия Ур наука не имеет четкого ответа. Некоторые ученые считают, что оно происходит от шумерского слова «уру» - город, специалисты по клинописи расшифровывают его как «место, где живет свет».

Роберт Тейлор - отец Джона Тейлора - также прославился в области археологии. Во время службы в колониальной армии, в 1830 г., среди руин ассирийской столицы Ниневии, полковник Тейлор нашел первый из пока найденных экземпляров призмы Синаххериба. Она представляет собой 38-сантиметровую гексагональную (шестигранную) призму с клинописной надписью, рассказывающей о правлении ассирийского царя Синаххериба и датируемой 689-691 гг. до н. э. В 1850 г. призму выкупил у вдовы полковника Британский музей, где артефакт сейчас и находится.

Ур указывается в Библии (Быт. 11:28-31) как родина родоначальника многих народов Авраама. В Библии город назван Ур Халдейский. Общепринятым местоположением древнего Ура считается современная местность Тель-эль-Мукайяр в Южном Ираке. Однако существовал еще и город под названием Ур в Северной Месопотамии.

В ходе раскопок экспедиция Чарльза Вулли обнаружила два больших городских квартала, состоявших примерно из 50 жилых домов. Внутри были найдены деловые документы и письма, позволившие даже проследить историю отдельных семей. Они жили в Уре в конце правления династии Ларсы и при вавилонском царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).